Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

ной публикации, они не читаются, не анализируются. Да и в научных сборниках таблиц должно быть минимальное количество. А вот что касается географических карт и схем, диаграмм, да еще цветных, то их надо использовать чаще. 4. При изложении основной проблемы не увлекайтесь сопут­ ствующим материалом, не уходите в сторону от главного содержания темы. Если пишите о промышленности, то не включайте в текст во­ просы транспорта, сельского хозяйства, торговли, культуры, какими бы интересными и увлекательными не были факты и события. 5. Не выходите за указанные хронологические рамки. Очень часто бывает, что краевед пишет о событиях второй пятилетки, а начинает от Октябрьской революции, или, описывая войну 1914—1918 годов, начинает с XIX века. Да если бы еще об этом было сказано в двух словах, а то ведь на это уходит чуть ли не третья часть работы. 6. В свое время все работы по истории были перенасыщены цита­ тами — большими (из произведений классиков марксизма-лени­ низма) и маленькими («рядовых» авторов). По этому поводу украин­ ский учитель А. Резник писал, что цитата —«не более как изюминка в хлебе, но из одного изюма хлеба не испечь». Стало быть, цитата не исключается из исторического сочинения, но она должна быть приведена к месту, в пропорции к общему содержанию, подтверж­ дать мысль или обосновывать ее, но вовсе не для иных целей. Используемые цитаты должны быть абсолютно точными, дваж- ды-трижды проверенными. Никакие поправки стилистического или грамматического свойства в цитатах нежелательны. Нельзя исполь­ зовать дословно чужой текст без ссылки на автора — это принято считать плагиатом (литературным воровством). Нельзя воровать и чужие мысли. И в том, и в другом случае следует дать ссылку на источники. 7. Стремясь внести свой вклад в науку, пытайтесь самостоятельно мыслить, делать свои выводы, ищите новый материал, делайте открытия —сначала для себя, затем для всех. Учитесь четко опреде­ лить и сформулировать тему и ее вопросы, точно установить и выдер­ жать хронологические рамки и границы. Избегайте резких переходов в повествовании от вопроса к вопросу, не перескакивайте сразу «от Фомы к Ереме». Продумайте логические и смысловые мостики. Многие краеведы не умеют разбивать письменный текст по абза­ цам. А это очень важно, т. к. облегчает чтение и понимание про­ 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz