Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

В книге краеведческого содержания разбирается уже много проб­ лем, в ней дается углубленный анализ описываемых событий, там сотни фактов и имен. Но в любом сочинении, будь то 30-строчная заметка или огромная монография, должен быть виден стиль автора, его почерк, его ма­ нера. И это очень важно. Вот поэтому я и хочу остановиться в этой главе на особенностях своего стиля, хотя я и не могу его признать лучшим или даже хоро­ шим. Но он мой (как тот стакан, о котором я где-то вспоминал: «Он маленький и неказистый, но он мой: я из него пью»), и вот из каких деталей и составных частей этот стиль состоит. Сначала о методах работы или как там написано в словаре — о «способах осуществления чего-либо, отличающихся совокупностью своеобразных приемов». Лично у меня в разработке каждой новой краеведческой темы дело поначалу идет очень медленно: автор, так сказать, «влезает в проблему», вживается в тот отрезок времени, которым отныне придется заниматься. Я в начальный период работы делаю по 2-3 небольших странички в день. Потом темп работы возрастает, мне становится легче, свободнее —я делаю уже по 5-6 страничек. Потом, когда я полностью овладею материалом, может выходить по десять страничек. Тут уж не хочется останавливаться, перечитывать на­ писанное, мысль рвется вперед, вперед, вперед: успевай только за­ писывать. Но и тут надо уметь владеть собою и сдерживать в инте­ ресах дела темп. Быстро и много —вовсе не означает хорошо и каче­ ственно. Не знаю, для кого как, но для меня всегда очень труден переход от одной темы краеведения к другой, от разработанной проблемы к новой. Если я пишу о революции и Гражданской войне, то я так вживаюсь в то время, что сразу переключиться, к примеру, на период Отечественной войны не могу. Я долго в эти дни хожу около стола, думаю, собираю бумаги, документы, но даже если и попытаюсь пи­ сать —ничего не получается. Надо войти в новую сферу, надо создать соответствующий настрой, чтобы работа началась. Вот поэтому я всегда говорил и говорю: «Начало — великое дело». В то же время я люблю работать сразу над двумя-тремя вещами. Обычно это выходило так: на письменном столе лежит какая-то солидная вещь (диссертация, монография, учебное пособие), и это дело номер один. Каждое утро я делаю определенное количество 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz