Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

ного самосознания... дело краеведения в такой огромной стране, как Россия, входит не только элементом, но и базисом». Но, пожалуй, лучше и полнее всех выразил суть краеведения и его связь со школой председатель Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачев: «Краеведение —прекрасная школа воспита­ ния гражданственности. В каждом городе, в каждом селе нашей стра­ ны должны быть памятники минувшей войны, жертвам репрессий. Пусть скромные, но не безымянные. Нужно спешить, пока еще живы те, кто помнит имена героев...» В начале 1990 года на учредительном съезде российских краеведов в Челябинске был создан Союз краеведов России. И на нем вновь говорилось об этом же: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необ­ ходимо для сохранения культуры страны. Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не расте­ рять. Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. Краевед­ ческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и селах. Их не заменить столичными театрами и музеями». И еще одно высказывание академика Д. С. Лихачева, имеющее прямое отношение к нашей теме: «Краеведение принадлежит к комплексным наукам. По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок —она “спокойнее”, строже, бесстрастнее. Это своего рода “общественный недостаток” географии. Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектур­ ных и археологических памятников, красоту пейзажей. С этой точки зрения моральная отдача краеведения как науки исключительно велика. И при всей необходимости географии краеведение —гораздо более воспитывающая наука... Краеведение придает местности, не имеющей “авторского про­ исхождения” , историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, чью историю мы познаем. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz