Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

дении. Но тут есть много сложностей. Во-первых, в очень немногих документальных лентах общегосударственного значения есть кадры о Мурмане (в кинофильмах «О. Ю. Шмидт», «А. Е. Ферсман» — несколько кадров). Во-вторых, те документальные фильмы, которые снимались о нашем крае до Отечественной войны, не сохранились, они уничтожены. В-третьих, кинорепортажи, снятые студией доку­ ментальных фильмов, были ее собственностью, и копии их нам не оставляли. И тем не менее кое-что у мурманчан осталось. В 70—80-е годы я показывал студентам такие ленты, как «В Монче-тундре», «По тропам сурового края», «У северных оленеводов» — все по одной части, «Край несметных богатств», «У берегов Мурмана» — по две части. Кинофильм «Клеточное звероводство» (о зверосовхозах области) имел три части и «На стройках семилетки» — четыре части. Как-то в Североморске я посмотрел обновленную ленту о войне в Заполярье. Это монтаж из военной кинодокументалистики и производит очень хорошее впечатление. Молодцы североморцы, что сохранили такой исторический фильм. А из газеты «Красная звезда» (6 ноября 1993 года) узнал , что на Северном флоте режиссером В. Григорьевым снят фильм о современных под­ водниках. Статья В. Гундарова и И. Ядыкина называлась «Фильм о наших подводниках увидит мир. А мы с вами?». Весьма много­ значительно (и так всегда)... И вот еще одна информация аналогичного типа. В «Вечернем Мурманске» появилась заметка о том, что чекисты-ветераны 20 де­ кабря 1993 года в свой профессиональный праздник смотрели кино­ фильм «о деятельности русской разведки в Норвегии в годы Второй мировой войны». Интересно, что это за фильм? Как его можно ис­ пользовать в краеведении? Теперь о фотодокументах. Они в краеведении применяются зна­ чительно шире, чем кинодокументы. Я тоже их часто использовал в своих публикациях. Брал я эти фотографии в трех местах: в фондах областного краеведческого музея, в Государственном архиве и в своих «закромах». Причем этот домашний фотоархив с каждым годом рос: оставались дубликаты фотографий при издании книг, ряд снимков дарили старожилы и ветераны (правда, качество их почти всегда было неважное —любительские съемки), но много фото оседало в архиве издательства, так как пересъемка и ретушь фотографий обходились книгоиздателям в копеечку. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz