Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

хранятся кое-как, в разных местах, часто теряются, а то и сознательно выбрасываются (как говорили в 1937 году: «Подальше от греха!»). Кто в семье должен возглавлять такого рода «краеведное» воспи­ тание детей? Однозначно ответить трудно: это может быть и отец, и мать, и бабушка с дедушкой, а могут и все вместе. Но обычно веду­ щим становится наиболее культурный, эрудированный, грамотный, читающий и разбирающийся в местных проблемах член семьи. Он и подсказывает всем, в том числе детям, очередные краеведческие проблемы, темы для семейного чтения, интересные газетные публикации, новые книги на местную тематику. Втакой обстановке все втягиваются в процесс познания истории своей семьи, рода, де­ ревни, села, города, района, края просто и естественно. Помимо сведений о своих родителях, о дедушке и бабушке и их родословных, молодые люди должны знать историю своего дома (когда и кем построен, как вселялись, кто соседи, чем может быть знаменито это здание), своей улицы (в честь кого или чего названа, когда возникла, каковы перспективы). Это тоже обязанность родителей —уже в младшем школьном возрасте познакомить детей с такого рода сведениями. (Тут есть и чисто практическая цель: в случае, если маленький ребенок заблудится, потеряется, он сможет внятно рассказать о семье, доме, улице). В каждой семье должна быть пусть маленькая, но своя краевед­ ческая библиотечка: хотя бы несколько публикаций об области, кни­ га о своем городе (а такие издания есть во всех городах и районах Мурманской области), о предприятии, где работают родители, о лю­ дях, защищавших Заполярье в годы Великой Отечественной войны. Сейчас изданы Книги памяти (о погибших в Великую Отечественную войну), готовится к изданию энциклопедия Кольского края. Эти книги тоже должны быть в каждой семье. А то ведь наблюдается такой перекос: как украшение интерьера — сотни корешков книг (от 200-томной библиотеки всемирной литературы до полного собра­ ния сочинений А. Дюма), и ни одной книжечки о крае, где эта семья живет. Важным средством краеведческого воспитания являются местные периодические издания. В газетах почти еженедельно можно про­ читать краеведческий материал —чаще всего по экономике, эколо­ гии, культуре. Умело использовать его в воспитательных целях — тоже не простое дело. Можно предложить старшекласснику или сту­ денту делать вырезки, подшивать такие материалы в особые папки, накапливать их. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz