Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.
Теперь несколько личных моментов. Верю ли я сам в Бога, в силу и необходимость религии? Что я об этом думаю, претворяя в жизнь все то, о чем здесь писал? Раньше я был стопроцентным атеистом — в том смысле, что я всегда отстаивал точку зрения: Бога, как такового, нет. Сейчас я не столь категоричен и считаю, что понятие «Бог» многообразно и разнолико. Ведь можно в это понятие вкладывать все: и вселенную с ее разумным и предопределенным существо ванием, и природу Земли как одной планеты, и собственный микро мир, и фатальность существования. Вера в Бога (Христа, Магомета, Будду, Кришну, Иегову), может, и не обязательна, а вот вера человека во все доброе и хорошее обяза тельно нужна: как солнышко, как радость, как прекрасное здоровье. Вот с этих позиций и надо нам воспитывать школьников в плане краеведения. Есть и более частные вопросы, о которых не следует забывать. Назовем лишь некоторые из них: а) религия в жизни аборигенов края — лопарей; б) смешение религий и изменение общего вида атеизма; в) недоверие к некоторым священнослужителям; г) про никновение религии в те сферы, куда раньше вход был заперт на семь замков (армия, милиция, ФСБ). Саамы Кольского полуострова и после христианизации, и после утверждения атеизма в значительной степени оставались языч никами. Вера в природу, оленя-мяндаша, в священные камни-сейды давала им дополнительные силы для существования. Поп с иконами и службой был за сотни верст, да часто к тому же и лихоимистый (дашь оленя — помолишься), а сейды — неподалеку. И они, по убеждениям лопарей-саамов, были надежнее. Но эта тема —языче ство в жизни саамов в новейшее время — еще требует разработки. Теперь о смешении верований и религий. Наш известный писа тель и поэт Владимир Смирнов был помором, а жена у него татарка. Какую религию они должны были исповедовать? Никакую? Право славную? Мусульманскую? Или мой редактор Александр Тимофеев был евреем, а обе его жены — русские. И опять вопрос? К тому же число смешанных браков все время растет. А сейчас получили распространение международные браки, при которых час то встречаются разные религии. Такие семьи обычно объединяют не религиозные воззрения, а безбожие — атеизм. Важной проблемой для церковной иерархии, прихожан и для историков-краеведов является авторитет священнослужителей. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz