Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

2. Должны ли школьники верить в Бога, изучать религиозную литературу? 3. Как краеведение должно изучать проблемы теологии, истории религии и атеизма, современного развития церкви? Начнем с последнего вопроса. Конечно, в программы краеведе­ ния нужно включать историю религии на Севере. Причем не толькс проблемы православия, но и католичества, и протестантства, ведь прожившие на Мурмане со второй половины XIX века финны и нор­ вежцы имели свои верования. А в XX веке на полуострове получило распространение мусульманство, иудейство, буддизм, различные ви­ ды сект. В церкви, в различных ее конфессиях, идет ожесточенная борьба за умы современников, и это нам, краеведам, надо учитывать, а самое главное для этого — разобраться, что к чему. Теперь о втором вопросе —о вере молодого человека в Бога. Ду­ маю, что это личное дело каждого. Главную скрипку тут должна сыг­ рать семья. Мне недавно пришлось побывать в Голландии в городе Гронингене и пожить в глубоко религиозной семье. Вся семья — муж, жена (учительница) и их дети — начинала и заканчивала день короткой молитвой и ритуалом рукопожатий и обнимания. Умили­ тельно и чуть-чуть тревожно-непривычно было смотреть, как их двухлетняя дочка, не умея еще говорить, участвовала в этой церемо­ нии (хозяева включили в этот ритуал и нас, двух советских атеистов). Что же касается необходимости изучения религиозной лите­ ратуры, то тут ответ однозначен: «Изучать! Обязательно!». Это миро­ вая классика, и знание Библии, Нового и Ветхого Заветов и других аналогичных сочинений поможет лучше понять мировую культуру. Но начинать надо, по-видимому, с более доступного, с детской Биб­ лии, а только потом переходить к более сложным вещам. Тогда и «Мифы народов мира» заиграют для школьников свежими красками. И, наконец, о взаимоотношениях церкви и школы. Как известно, школа отделена от церкви. У нас не было до последнего времени школ, в которых изучался бы Закон Божий. Но жизнь идет вперед, открываются школы воскресного дня, и контакты школы и церкви, по-видимому, будут укрепляться. Я не против посещений школь­ никами храмов, познавательных бесед об иконах и святых, но против одурачивания детей чудесами, святыми мощами, оккультными явле­ ниями. Религия сейчас признает науку как движущую силу общества, и на этом должны строиться отношения школы и церкви. 203

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz