Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

Появились церкви в Хибиногорске, в Ловозере, в ряде мест Терского берега. Но в 1937-м и 1938-м годах на церковников обрушились новые репрессии. Их сажали в тюрьмы как врагов народа, как шпионов и диверсантов (газеты сохранили нам имя отца Владимира Мелентьева в Коле. «Полярная правда» упоминала о нем дважды: 8 мая и 30 июня 1937 года). Что касается второй волны закрытия церквей, то она проходила по сценарию 1924 года: 8 октября 1938 года в областной газете было напечатано обращение жителей Ловозера и Иоканги с просьбой к властям закрыть церкви. А Советы —местные органы власти —этого только и ждали и, как всегда: «Идя навстречу просьбам трудящихся, исходя из классовых интересов, ...церкви закрыть». К началу Великой Отечественной войны с религией и церков­ никами в Мурманской области было «покончено». Но верующие, особенно среди раскулаченных крестьян, надеялись на будущее. И их надежды оправдались в войну. Сталин, умный и хитрый, увидел в церкви верного союзника. Так снова стали открываться храмы в Коле, Кировске, Кандалакше. Но кончилась война, СССР победил, и церковь вновь стала не нужна государству. Помню, как в 50-е годы секретарь Мончегор­ ского ГК КПСС по пропаганде В. Н. Ахромеев громил «двадцатку» верующих на Монче только за то, что они официально хотели заре­ гистрироваться. Вера в свободу совести у людей была погублена, как казалось, навсегда. Приблизительно в то же время развернулась кампания за за­ крытие Кольской церкви. Ее настоятеля «уличили» в безнравствен­ ности, кажется, даже в изнасиловании. Жуткое и неприятное это было дело. Поэтому, когда краеведы будут изучать газеты с такими материалами, они должны быть предельно осторожными в оценках. Сейчас другие времена, иные нравы. Вероисповедание стало лич­ ным делом каждого гражданина России: хочешь верить в Христа — верь, в Аллаха — пожалуйста, в Будду, Кришну — тоже. Одна за другой открываются церкви и часовни, закладываются новые храмы. Сейчас нет ни одного района области, где бы не было молельных учреждений. Меня же, как краеведа, интересуют и другие вопросы: 1. Каковы должны быть отношения школы, гимназии, института с церковнослужителями? 202

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz