Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

в Мурманске, находившейся в деревянном строении, подаренном Северной флотилии императрицей Александрой Федоровной. В ней проходили службы в дни революции и при интервентах. Действовала церковь и в первые годы нэпа, но потом началась борьба с религией. Сначала (это было в 1924 году) губернская газета натравила на церковь и священнослужителей рабочих железной дороги и красно­ армейцев местного гарнизона, затем моряков и комсомольцев (это они проводили «красную пасху»). В качестве главного объекта для нападок избрали отца Николая Азлова. То ли правда, то ли сочинили, что он в непотребном виде валялся в придорожной канаве. И пошло- поехало. В конце концов власти добились закрытия церкви, распо­ ложенной в самом центре города, там, где сейчас на углу проспекта Ленина и улицы Егорова находится магазин «Сувениры» (раньше «Искра»), В помещении церкви сделали общежитие для сезонных рабочих. Грузчики соорудили там трехэтажные нары и загадили в полном смысле слова храм Божий. Приблизительно такой же была судьба всех церквей и на по­ бережье. Святой Николай Мирликийский был покровителем всех моряков, и в его честь на побережье было построено много церквей. Раньше говорили, что «от Холмогор до Колы тридцать три Николы», но все церкви к концу двадцатых годов были разрушены. Но ведь были церкви и в центре Кольского полуострова. В Но- тозерской церкви размещалась школа имени Ленина, Ловозерскую часовню разрушили, в Кандалакше в церковном здании устроили склад. Я не знаю, к сожалению, историю разрушения всех кольских церквей в годы культурной революции, —и тут нужна помощь мест­ ных краеведов. Хотелось бы общими усилиями определиться хотя бы по следующим вопросам: 1. Когда возникла ваша (местная) церковь? 2. Кого из священнослужителей сохранили память и история? 3. Какова роль церкви в общественной жизни вашего района? 4. Когда и как ликвидировали вашу церковь? В начале 30-х годов церкви (точнее и чаще их звали молельными домами) начали вроде возрождаться. Эти богоугодные заведения бы­ ли более лояльны к Советской власти, к тому же это был резонанс на международную реакцию преследования верующих в СССР. 201

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz