Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.
Главашестнадцатая РЕЛИГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ Мощный дух спасает расслабленное тело. Гиппократ Бог-то Бог, да сам не будь плох. Народная пословица М ы переживаем сейчас в России ренессанс религиозного движения. Началось это в конце 80-х — начале 90-х годов, еще при М. С. Горбачеве. Всплеск интереса к Богу и рели гии сразу поставил общество, науку и школу в двойственное поло жение: отрицать, как и раньше, все религиозное как «опиум для на рода» или искать пути для взаимных контактов. Вполне естественно встал этот вопрос и перед краеведением. Что касается древнейшего периода, то там было легче: мы никогда не отрицали деятельность христианских миссионеров, роль северных монастырей, особенно Соловецкого, позитивное значение христиа низации лопарей. А вот период теологии с 1917-го по 1985 год освещался по-разному, а часто вообще замалчивался: считали, с ре лигией покончено «раз и навсегда». В своих опусах я пытался делать робкие шаги для того, чтобы показать, как за последние 75 лет было предпринято три попытки ликвидировать местную Православную Церковь. Первый раз —сразу после изгнания белогвардейцев. Тогда повсеместно закрывались церкви и часовни. В них размещались школы и клубы — в лучшем случае, склады и амбары —в худшем. Церковнослужители либо из гонялись, либо арестовывались. Краеведы могут познакомиться в областном госархиве с общим списком репрессированных (их было более 20 человек) священнослужителей того времени. Население, особенно лопари, сопротивлялось этому нажиму Советской власти слабо и пассивно. Я как-то писал о первой церкви 200
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz