Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

находившемся в подвале старого дома в Рыбацком переулке, хранились лишь личные дела командного состава, и то в беспорядке, архив «Североникеля» был засекречен, и порядка там тоже не было. В этих архивах сидели случайные люди, не имеющие историко­ архивного образования. Это были сторожа бумажного хлама или кладовщики макулатуры. И работа в этих «архивах» мало что давала исследователю. А жаль, ибо там было много интересного. Сейчас, когда появилась множительная техника, многие зака­ зывают ксеро- или фотокопии. Это, конечно, неплохо, особенно, когда подгоняют сроки, не хватает времени. И все же при этом теря­ ется «аромат умственного труда», тот неповторимый настрой, кото­ рый ощущаешь во время размышлений над архивными материалами. Ибо именно в архиве, при работе над первоисточниками, начинаешь понимать, как все это было на самом деле, в ту эпоху, которую крае­ вед изучает. И там же, в архиве, складывается представление о ходе истории. Я работал во многих архивах, и не только в Мурманске. Мате­ риалы о нашем крае можно найти в Архангельске, особенно по пе­ риоду до 1921 года, в Петрозаводске (фонды Мурманской железной дороги), в Вологде —в Гражданскую войну там находился военный трибунал 6-й отдельной армии, полки которой освобождали Мурман, и даже в Сыктывкаре, куда во время войны были эвакуированы многие мурманчане и где есть много материалов о кольских коми. Запомнилась мне работа в ленинградских архивах: прекрасные условия для работы в отделении ЦПА при ЦК КПСС (это в филиале института марксизма-ленинизма в Смольном), скромненький сервис в ленинградском отделении ЦГАОРи СС (это где-то на улице Вои­ нова, ныне Шпалерной), идеальные условия в ЦГА ВМФ на улице Халтурина — бывшей Миллионной. В последнем архиве я провел немало счастливых дней, анализируя документы флотилии Север­ ного Ледовитого океана, пытаясь разобраться, какую роль сыграл в мурманских событиях адмирал К. Ф. Кетлинский. Кстати говоря, именно в этом архиве я прочитал в рукописи воспоминания другого адмирала —И. К. Григоровича, в 1916 году морского министра Рос­ сии (мало кто знает, что он чуть ли не единственный, кто не подписал акт о приемке в эксплуатацию Мурманской железной дороги, считая ее недостроенной). Я сейчас не могу вспомнить всех счастливых находок в государ­ ственных архивах страны, но должен сказать, что фактор случай­ 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz