Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

Мне кажется, что содержание учебников и учебных пособий для школьников и сейчас далеко от идеального. Все это не то, что ожидает от нас старшеклассник. Все, или почти все, написанное по истории Мурманской области, схематично, тяжело для восприятия и запоми­ нания. А может, и не надо запоминать? Школе нужны книги для чтения по истории края, атласы и набо­ ры различных карт (физических, административных, экономиче­ ских, геологических, климатических, фенологических, почвенных, туристских и др.), альбомы репродукций картин и фотографий, ви­ деозаписи, клипы, кинофильмы. А ничего этого нет. Нам надо в учебных пособиях меньше касаться политики, а боль­ ше обращать внимание на интересы молодежи: вводить в их жизнь такие понятия, как менеджмент, маркетинг, помогать в организации досуга. Не надо бояться в краеведческих книгах затрагивать проблемы секса, любви и брака, семьи и воспитания детей, взаимоотношений с родителями. Мне кажется, что учебные пособия надо писать совершенно по-другому, чем писали раньше. А как? Я и сам пока не знаю... И еще несколько вопросов, требующих изучения: как исполь­ зуются в школах наши учебные пособия, каков КПД (коэффициент полезного действия) их? Мы на кафедре пытались проанализировать эту проблему, но, к сожалению, таки не довели это дело до конца (школ много, а инфор­ мация поступила лишь из 23-х школ). Помимо составления программ по истории Мурманской области (работа сложная, скрупулезная, требующая хорошего знания истори­ ческого материала и умения четко сформулировать те или иные де­ финиции, —определения), помимо подготовки и издания учебного пособия «История родного края» мне пришлось также делать учебно­ методическое пособие для учителей —«Мурманский край на уроках истории». Эта небольшая книжечка —и опять в тандеме с И. Ф. Ушаковым — вышла в 1978 году и была нашим ответом на просьбу молодых учи­ телей —«Помогите и нам, как помогли школьникам». В этом посо­ бии давались рекомендации по всем шести урокам: даны планы про­ ведения уроков, причем по некоторым темам в двух вариантах, ука­ заны источники и литература для подготовки к урокам из тех, что не использованы в учебном пособии для школьников, даны советы, 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz