Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

—Алексей Алексеевич, где ваша рукопись по краеведению? По­ чему молчите? —А что же, кричать, — отвечаю, — и без меня шума хватает. А рукопись лежит. У меня сейчас другие заботы, не до нее (я делал материал «ГУЛАГ на Мурмане»), В конце концов я предложил НМ Ц такой вариант: рукопись надо доделать (в ней кое-что уже морально устарело), и так как у меня времени нет, то привлечь для доработки Татьяну Алексеевну. Тем более, что она в свое время была учителем, вела краеведение, владеет материалом. Был у меня и еще один свой интерес: ввести дочь в соавторство с надеждой, что она будет продолжать мое дело. В течение 1992 года рукопись была вновь — уже в третий раз — переделана. Она стала называться иначе — «История Мурманской области (1917—1992 гг.)». В ней не стало параграфов, посвященных В. И. Ленину, была сведена до минимума коммунистическая идеология: упоминания о съездах, соцсоревновании . Введен материал о р епрессиях 30—50-х годов, о раскулаченных и заключенных, о настоящих (а не мнимых) трудностях жизни в Заполярье. Полностью обновлены фотографии. Восстановлен дидактический материал, есть хронология событий и список необходимой литературы. Вышло в свет это учебное пособие в 1995 году (13 печ. листов, тираж — 10 ОООэкз.). Таким образом, за время работы в пединституте трижды изда­ вались подготовленные мной учебные пособия для школьников: в 1976, 1984 и 1995 годах. За это же время мы неоднократно издавали программы по истории Мурманской области. В 1996 году вышло еще одно пособие по краеведению, написанное в соавторстве с кандидатом географических наук Александром Ва­ сильевичем Шевченко, — «Мурманская область: география и исто­ рия освоения». История этого издания такова. Где-то в конце 80-х годов ко мне на кафедру пришел наш преподаватель с педфака —тихий и скром­ ный. Представился: — Кандидат наук, раньше работал в ПИНРО . Занимаюсь краеведением. Есть предложение написать совместную книжку. — А причем здесь я? — хотелось мне сказать гостю. Но вместо этого я стал расспрашивать о замысле, о сроках работы, о возмож­ ности печатания. 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz