Киселев, А. А. Записки краеведа / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2000. - 333, [2] с. : ил., портр.

снова усилился. В Москве вышли учебные пособия «Историческое краеведение» и «Методика краеведческой работы в школе», в круп­ ных областных центрах и столицах автономных республик были изданы учебные пособия по местной истории. Пришли соответ­ ствующие указания в областной отдел народного образования (за­ ведовал тогда им В. П. Манухин) и в Мурманское книжное издатель­ ство. Я уже не помню, как это точно происходило, но нам с Иваном Федоровичем было предложено готовить учебные пособия по исто­ рии Мурманской области (Ушаков —по дореволюционной истории, я — по периоду с 1917 года). Были определены объем (10 печ. л.), сроки представления рукописей, основные требования к ним, и ра­ бота началась. Я рассуждал тогда так: основной материал по истории Кольского полуострова у меня уже есть, он изложен в «Родном Заполярье». Сократить его в три раза — не проблема, добавить недостающий материал по последнему периоду — тоже нет трудностей (к тому времени я уже собирал по тематическим папкам весь краеведческий материал). Главное — как изложить этот материал для школьников, чтобы заинтересовать их, и как скомпоновать его, чтобы исполь­ зовать не просто для чтения, а для обучения и запоминания. К тому же учебное пособие должно быть более эмоциональное, чем просто книга по истории, у него должны быть, образно говоря, струны, на­ строенные на родственные души молодых земляков. Начал я эту сложную и абсолютно новую тогда для меня работу с бесед с опытнейшими учителями области: каким бы они хотели ви­ деть учебник по истории Мурманской области. Все сходились в мне­ нии, что не надо его делать большим. «Надо, —далее советовали учителя, — сделать в пособии шесть разделов по числу тем в программе по истории СССР. Обязательно дать по каждой теме документальный материал и вопросы для пов­ торения и закрепления». Затем я решил познакомиться с учебными пособиями, изданными в других областях и республиках Российской Федерации. И увидел, что по содержанию они очень разбросаны, разноплановы. Лучше других мне показалось учебное пособие для школьников Карелии, но оно было очень объемным (у них своя бумага с Кондопожского и Сегежского комбинатов, и им не нужно было ее экономить). 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz