Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

«поведением», со своим выразительным, ни на что не похожим «лицом». А ты две­ надцать часов - столько длится вахта - с ними один на один. Тут, конечно, наш собеседник, немно­ го преувеличил. Кроме вахты на буровой следит за скважиной большое количество специалистов. Но все равно первое слово за вахтой. Так сразу повелось на «Кольской». Нефтегазоразведка постепенно накап­ ливала опыт, вследствие этого увеличи­ вался объем проходки, росла коммерчес­ кая скорость: больше чем на треть стал дешевле каждый метр скважины. Тем не менее ни одна скважина за все те годы не вышла на проектные отметки, 50 процентов времени буровые суда, плат­ формы простаивали из-за аварий и других причин, не было структур, где бы могли надежно работать буровики, особенно это касалось мелководья и незамерзающих уча­ стков шельфа. И как следствие - не было выполнено пятилетнее задание по прирос­ ту запасов нефти. Оставались нерешенными и проблемы флота. Так, уже много лет ждали установ­ ки нового причала: старый задыхался от перегрузки. Да и сам флот был сформиро­ ван, мягко говоря, странно, не по-хозяйс- ки. Имелся привязанный к берегу «пожар­ ник», но работали-то буровики в море! Были суда на воздушной подушке (для ле­ дового моря!), ничего не собиравший неф- темусоросборщик, ничего не перевозивший танкер. Зато не было ни одного пассажирс­ кого судна - для смены вахт в море. Из-за этого, как мы уже говорили, стал «пасса­ жиром» уникальный «Спрут». И все пото­ му, что все вопросы решались на самом верху, на уровне министерства. К мнению тех, кто работал на местах, похоже, никто особенно не прислушивался. А ведь именно здесь, на месте, и ста­ новилось понятно, что необходимо пред­ принять, чтобы нормально, производи­ тельно трудиться. Так, чтобы решить про­ блему неразберихи с судами-снабженца- ми, капитан «Алдомы» Г. А. Левченко пред­ лагал закрепить суда-снабженцы за бу­ ровыми установками. Это дало бы возмож­ ность навести порядок в малоуправляе­ мом грузопотоке, который шел в море. Действительно, когда знаешь, что никто, кроме тебя, буровую не снабдит нужны­ ми материалами, никто не освободит от дополнительного рейса, если ты что-то забыл доставить в море, - невольно ста­ нешь более внимательным и при погруз­ ке, и при разгрузке своего судна. Остро стояла в те годы еще одна про­ блема - подбор кадров. Надо отметить, что ни одно предприятие в городе тогда не да­ вало своим специалистам квартиры так бы­ стро, как «АМНГР». Судите сами: работ­ ники гидрометслужбы ждали квартиру около 30 лет, связисты - 20-22, рыбаки - 18-20 , а нефтяники, пришедшие на рабо­ ту в 1983 году, получили жилье уже в 1985-1986 годах. Поэтому многие устраива­ лись на работу в трест только для того, что­ бы получить жилье, а получив квартиру, сразу же уходили на другое место работы. Такая текучесть кадров сказывалась на работе всего предприятия, участились слу­ чаи различных осложнений и аварий. Так, 26 декабря 1985 года в районе скважины Куренцовская № 1 сложилась опасная ледовая обстановка. ППБУ «Шельф-4» дол­ жна была оставить устье скважины. Во время работ при снятии со скважины воз­ никли технические неполадки, отсоедине­ ние было произведено с нарушением пра­ вил эксплуатации, и при подъеме морс­ кого стояка дорогостоящее противофон- танное оборудование упало на грунт. Из-за различных ЧП, а аварии случа­ лись не только в море, но и на берегу, были потеряны сотни и сотни метров проходки. Одну из причин этих грустных цифр на­ звал управляющий трестом «Арктикмор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz