Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

глубокозалегающих нефтяных месторож­ дений в Прикаспийской низменности. Ус­ корить освоение нефтегазовых месторож­ дений на континентальном шельфе и фор­ мирование необходимой для этого произ­ водственно-технической базы». Заместитель министра газовой промыш­ ленности СССР Н. М. Немчинов тогда отме­ чал: «...в наши дни у берегов более 100 стран действуют около 600 плавучих буровых ус­ тановок, освоением месторождений в той или иной мере заняты 50 геофизических организаций, 340 промышленных предпри­ ятий, 100 водолазных и других компаний, многие научные, проектные институты. Ре­ зультат их усилий налицо - доля нефти, полученной на шельфе, составляет 30% ее добычи в мире, а к 2000 году этот показа­ тель должен возрасти до 50%. По оценкам геологов, мировые запасы нефти и газа на континентальных шельфах составляют 184 млрд. тонн, что соответствует 60% по­ тенциальных ресурсов углеводородов в дон­ ных недрах Мирового океана. Проблема освоения континентального шельфа весьма важна и для нашей стра­ ны. Однако до последнего времени буро­ вые работы на ряде участков нашего кон­ тинентального шельфа почти не произво­ дились - народному хозяйству было дос­ таточно «черного золота», добытого на «сухопутных» промыслах». Стратегия наступления на шельф пре­ дусматривала оснащение нефтяников и газовиков современной техникой, разра­ ботанной и созданной на основе отечествен­ ного и мирового опыта. С этой целью про­ ектировались геологоразведочные и транс­ портные суда, буровые плавучие установ­ ки разных классов, самоходные плавсред­ ства, предназначенные для строительства и снабжения всем необходимым устано­ вок, находившихся на точке бурения. По плановым наметкам двенадцатой пятилетки в «АМНГР» должно было быть 12 плавучих буровых установок. Планиро­ валось произвести разведочное бурение на шельфе в объеме 300 тысяч метров, в том числе в Баренцевом море 287 тысяч мет­ ров, 315 тысяч метров скважин должны были быть пробурены на суше. Вся эта гро­ мада планов обсуждалась на собрании ак­ тива нефтегазовой отрасли Мурманской области в апреле 1986 года. Отмечалось, что у работников «АМНГР» достаточно высокий «коэффициент удачи», показатель того, насколько точно определя­ лось место для буровой скважины. Практи­ чески все скважины они заложили именно там, где природа собрала углеводороды. Надо отдать должное: геофизики «Союзморгео» хорошо «простучали» и «прослушали» ты­ сячи квадратных километров шельфа, оп­ ределив самые перспективные площадки. При этом нельзя забывать, что работа велась в условиях, в которых еще никто у нас в стране не искал нефть и газ. Кас­ пий, Черное море, Балтика, Сахалинский шельф не идут ни в какое сравнение с Арктикой, где на первый план выходят трудности отнюдь не геологического свой­ ства: лед, туманы, штормовые заряды, не­ традиционные глубины. Успешно осваивали новые методы бу­ рения с морских буровых платформ. В «Арктикморнефтегазразведке» работали оригинальные по конструкции и техноло­ гическому решению суда и плавучие тех­ нические средства для работы на разных этапах освоения нефтегазовых месторож­ дений. Это полупогружные, самоподъем­ ные плавучие буровые установки, буро­ вые суда , суда , предназначенные для строительства, обустройства и снабжения промыслов, и др. Флагманом плавучих буровых устано­ вок считалось буровое судно «Валентин Ша­ шин». Это судно предназначалось для буре­ ния разведочных скважин до 6500 м при глу­ бинах моря 300 метров с подводным распо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz