Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
съезд КПСС. В утвержденных съездом «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 — 1990 годы и на период до 2000 года» подчер кивалось: «Ускорить освоение нефтегазо вых месторождений на континентальном шельфе и формирование необходимой для этого производственно-технической базы». И такая база создавалась. В 1985 году флот «АМНГР» пополнился двумя плаву чими буровыми установками - самоподъ емной «Кольской» и полупогружной «Шельф-4». Первенец выборгских судостроителей «Шельф-4» создавался по заказу Мини стерства газовой промышленности СССР специально для разведчиков арктического шельфа. Это потребовало разработки, по су ществу, нового проекта — в северном ва рианте, с утепленными помещениями платформы, с оборудованием, способным исправно функционировать в тяжелых ус ловиях Заполярья. Полупогружная плавучая буровая уста новка «Шельф-4» - огромное многоэтаж ное сооружение. На массивном понтоне шесть (по три в ряд) круглых слонопо добных ног-опор. Они-то и держат громад ную четырехугольную платформу, вес которой сотни тонн. Выше нее располо жены палубы, где находятся рабочие ка меры, жилые каюты, другие бытовые по мещения. А над всем этим высится, упи раясь в небо, ажурная буровая вышка. Этот плавучий остров полностью автоно мен: отопление, электричество, радио станция - все свое. Есть вертолетная пло щадка, навигационная аппаратура для пространственной ориентации с помощью спутников. Задача платформы - работать на глубинах до 200 метров, обеспечивать проходку скважин до шести тысяч мет ров. Вот некоторые данные комплекса. Дли на - 95 метров, ширина - около 60. Об щая высота сооружения от киля до кло тика (самой верхней точки платформы) - 100 метров. Водоизмещение - 20 тысяч тонн. Чтобы зримо представить объемы кон струкции, журналисты приводили такие сравнения: до Исаакиевского собора вы боргская буровая не доросла всего лишь один метр, а Петропавловская игла выше ее на 22,5 метра. Вели буровую древними варяжскими путями вокруг Скандинавии к Мурманску два буксира — «Нефтегаз» под началом А. Ф. Кожемяченко и «Алдома», капита ном которой был Г. А. Левченко. За плечами обоих мурманских капитанов немалый опыт, и они блестяще провели эту сложную опе рацию. Буксирному судну «Алдома» вместе с двумя буксирами типа «Нефтегаз», суд ну-спасателю и специализированному во долазному судну «Спрут» довелось при нимать участие в эпопее с доставкой и другой буровой установки — самоподъем ной «Кольской». СПБУ «Кольская» пред ставляет собой треугольное судно с дли ной одного борта 80 метров. На нем рас положен целый городок: шестиэтажное здание для персонала, буровая вышка с различными пристройками, вертолетная площадка, краны и т. д. Над палубой, как мачты, возвышаются три 140-метровые опоры. По прибытии к месту бурения они опустятся на дно, упрутся в него, и бу ровая, как лифт, поднимется на несколь ко метров над уровнем моря. Как объяснял журналистам главный ин женер треста «Арктикморнефтегазразвед- ка» Д. С. Страшкевич, ее главное преиму щество - независимость от стихии. Когда в море поднимается шторм, имеющиеся у треста буровые суда и полупогружная плат форма «Шельф» вынуждены прекращать работу, отстыковываться от скважины, ухо дить иногда надолго, а потом опять выпол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz