Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

съезд КПСС. В утвержденных съездом «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 — 1990 годы и на период до 2000 года» подчер­ кивалось: «Ускорить освоение нефтегазо­ вых месторождений на континентальном шельфе и формирование необходимой для этого производственно-технической базы». И такая база создавалась. В 1985 году флот «АМНГР» пополнился двумя плаву­ чими буровыми установками - самоподъ­ емной «Кольской» и полупогружной «Шельф-4». Первенец выборгских судостроителей «Шельф-4» создавался по заказу Мини­ стерства газовой промышленности СССР специально для разведчиков арктического шельфа. Это потребовало разработки, по су­ ществу, нового проекта — в северном ва­ рианте, с утепленными помещениями платформы, с оборудованием, способным исправно функционировать в тяжелых ус­ ловиях Заполярья. Полупогружная плавучая буровая уста­ новка «Шельф-4» - огромное многоэтаж­ ное сооружение. На массивном понтоне шесть (по три в ряд) круглых слонопо­ добных ног-опор. Они-то и держат громад­ ную четырехугольную платформу, вес которой сотни тонн. Выше нее располо­ жены палубы, где находятся рабочие ка­ меры, жилые каюты, другие бытовые по­ мещения. А над всем этим высится, упи­ раясь в небо, ажурная буровая вышка. Этот плавучий остров полностью автоно­ мен: отопление, электричество, радио­ станция - все свое. Есть вертолетная пло­ щадка, навигационная аппаратура для пространственной ориентации с помощью спутников. Задача платформы - работать на глубинах до 200 метров, обеспечивать проходку скважин до шести тысяч мет­ ров. Вот некоторые данные комплекса. Дли­ на - 95 метров, ширина - около 60. Об­ щая высота сооружения от киля до кло­ тика (самой верхней точки платформы) - 100 метров. Водоизмещение - 20 тысяч тонн. Чтобы зримо представить объемы кон­ струкции, журналисты приводили такие сравнения: до Исаакиевского собора вы­ боргская буровая не доросла всего лишь один метр, а Петропавловская игла выше ее на 22,5 метра. Вели буровую древними варяжскими путями вокруг Скандинавии к Мурманску два буксира — «Нефтегаз» под началом А. Ф. Кожемяченко и «Алдома», капита­ ном которой был Г. А. Левченко. За плечами обоих мурманских капитанов немалый опыт, и они блестяще провели эту сложную опе­ рацию. Буксирному судну «Алдома» вместе с двумя буксирами типа «Нефтегаз», суд­ ну-спасателю и специализированному во­ долазному судну «Спрут» довелось при­ нимать участие в эпопее с доставкой и другой буровой установки — самоподъем­ ной «Кольской». СПБУ «Кольская» пред­ ставляет собой треугольное судно с дли­ ной одного борта 80 метров. На нем рас­ положен целый городок: шестиэтажное здание для персонала, буровая вышка с различными пристройками, вертолетная площадка, краны и т. д. Над палубой, как мачты, возвышаются три 140-метровые опоры. По прибытии к месту бурения они опустятся на дно, упрутся в него, и бу­ ровая, как лифт, поднимется на несколь­ ко метров над уровнем моря. Как объяснял журналистам главный ин­ женер треста «Арктикморнефтегазразвед- ка» Д. С. Страшкевич, ее главное преиму­ щество - независимость от стихии. Когда в море поднимается шторм, имеющиеся у треста буровые суда и полупогружная плат­ форма «Шельф» вынуждены прекращать работу, отстыковываться от скважины, ухо­ дить иногда надолго, а потом опять выпол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz