Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

жизнь людей». Десант-то планировался на декабрь. Непростым был по­ вседневный быт бурови­ ков Колгуева. Не хвата­ ло самого необходимого: посуды , га зе т , радио. Людям некуда было деть себя после вахты. «Тене­ вые стороны быта, ко­ нечно, не могли не ска­ зываться на настроении людей, - завершал свое выступление в прессе профсоюзный лидер. - Мы все готовы к труд­ ностям, мы готовы их преодолевать во имя того, чтобы преумножать нефтяные и га­ зовые запасы страны. Но не надо созда­ вать еще и трудности искусственные. Нам вполне хватает тех, которые есть». Чего стоит одна только доставка гру­ зов на остров. Рассказывает Валерий Вик­ торович Вишницкий, бывший тогда заме­ стителем генерального директора по ка­ питальному строительству: - На наших северных островах и по­ луостровах практически невозможно по­ строить береговые сооружения. Кажется, что острова - это нечто монументальное с четкой береговой линией. На самом же деле редкое исключение представляет со­ бой Новая Земля - скалистое образова­ ние, а почти все остальное, тот же Кол­ гуев: песчаные образования очень малой высоты, песчаная нашлепка, чуть-чуть возвышающаяся над уровнем моря. Она полого, как южные пляжи, далеко-дале­ ко уходит в море. Глубина пять метров начинается только в двух километрах от берега, 10 метров - в четырех километ­ рах. Мало того - дно вокруг островов не ровное, а изрыто уступами, опоясываю­ щими весь остров. Все это делает невоз­ Вахта бурильщика Закирова, буровое судно «Валентин Шашин». Сверху вниз, слева направо: А. В. Бойко, Г. В. Чернозубов, Р. Г. Закиров, Зайнутдинов, А. Е. Грицко, А. Ю. Морозкин. 1984 г. можным возведение стационарных прича­ лов. Итак, из-за малой глубины корабль не может близко подойти к острову. А пото­ му вся работа по разгрузке - целая эпо­ пея. Она настолько тяжела, что словами не передать. Причем схема невероятно сложна, дорога и сильно зависит от пого­ ды. Малейший шторм - и все встало, а бурение должно идти постоянно. Как все происходило? В четырех ки­ лометрах от берега стоит корабль, кото­ рый привез все необходимое. С него кра­ нами перегружают груз на понтоны. Ка­ тер цепляет понтон и потащил, — про­ должает Валерий Викторович. — Но бе­ рег настолько пологий и мелкий, что даже катер не может к нему подойти. Метрах в трехстах от берега понтон перецепляет плавающий транспортер - «мыльница с гусеницами» и тащит дальше, цепляясь гусеницами за дно. Тащит сколько может. 6 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz