Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

на 2 -3 километра и судно как бы висит на них, когда в любую минуту из скважины может вырваться либо нефть, либо газ, газовый конденсат? В этом случае кто главное лицо? Конечно, начальник буро­ вого комплекса. В поисках ответов на эти вопросы пришлось долго искать компро­ миссные решения, притираться друг к другу, учиться работать одной командой. Немало вопросов возникало и в орга­ низационном, финансовом плане. Пред­ ставьте себе: на одном судне работают буровики и моряки. У моряков свое поло­ жение, штатное расписание, оклады, льго­ ты, надбавки, нормы питания, спецодеж­ да. У буровиков все иначе, они работают по своим нормативам. В частности, одним из камней преткновения в ту пору был вопрос, почему моряки получают зарп­ лату за сутки работы, а буровики - за метры проходки скважин. Этот и подобные вопросы решали дол­ го. Приходилось обращаться в правитель­ ство, Министерство финансов, бесконеч­ но решать вопросы и порой принимать рискованные решения во имя интересов производства. Надо сказать, что вопрос обес­ печения до сих пор окончательно не решен, имеется много спорных моментов, ведь по сей день нет законодательной основы, которая решила бы эти проблемы, рассматривая эки­ паж бурового судна как единый коллектив, работающий по единым нормам и прави­ лам. И все же, несмотря на многочислен­ ные трудности «затянувшегося становле­ ния», были у коллектива и несомненные успехи. Это, прежде всего, эксплуатация группы буровых судов в арктических ус­ ловиях. Подобной практики в таких мас­ штабах Россия еще не знала. Это и рабо­ та водолазов на больших глубинах (мы об этом еще будем говорить). Это и высадка рабочего десанта на остров Колгуев, куда в 1982 году было завезено около 3300 тонн груза — буровое оборудование, домики, трактора, цемент, химреагенты. Вахты должны были меняться каждые две недели, и это постепенно входило в норму. В 1983 году с помощью Московского института гражданской авиации мурманские нефтедо­ бытчики испытывали разработанные моск­ вичами планы и схемы доставки людей на промыслы на вертолетах МИ-8. Так, 23 ян­ варя вышло в море специальное водолазное судно «Спрут» с вертолетом МИ-8 на борту. Решили испытать схему работы в экстре­ мальных условиях. Время специально выб­ рали штормовое, летали и днем и ночью. Испытания прошли хорошо. Одновременно изучали принципы жесткой посадки верто­ летов на взлетно-посадочной площадке. Был еще один момент испытаний: нужно было наладить взаимодействие экипажа судна и команды обеспечения полетов. По отзывам одного из участников эксперимента, резуль­ татом большого многомесячного труда стал однозначный ответ на вопрос, можно ли ис­ пользовать МИ-8 для смены буровых экипа­ жей в море: да, можно! Операция эта безо­ пасна. Вскоре подобная практика стала обы­ денным делом. Вообще, нефтегазоразведчики актив­ но сотрудничали с тружениками неба. Так, газета Северного флота «На страже За­ полярья» 13 марта 1983 года писала о воз­ душных исследованиях, цель которых - помочь «АМНГР» в обнаружении нефтя­ ных и газовых месторождений. Совмест­ ную воздушную экспедицию осуществили ученые Мурманского филиала Арктичес­ кого и Антарктического научно-исследо­ вательского института и специалисты тре­ ста «Арктикморнефтегазразведка». С бор­ та самолета ледовой разведки АН-24, при­ летевшего в Мурманск из Москвы, уче­ ные и практики по определенной програм­ ме обследовали арктические районы, где нефтяники приступили к освоению шель­ фов северных морей. Им было важно по

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz