Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
на 2 -3 километра и судно как бы висит на них, когда в любую минуту из скважины может вырваться либо нефть, либо газ, газовый конденсат? В этом случае кто главное лицо? Конечно, начальник буро вого комплекса. В поисках ответов на эти вопросы пришлось долго искать компро миссные решения, притираться друг к другу, учиться работать одной командой. Немало вопросов возникало и в орга низационном, финансовом плане. Пред ставьте себе: на одном судне работают буровики и моряки. У моряков свое поло жение, штатное расписание, оклады, льго ты, надбавки, нормы питания, спецодеж да. У буровиков все иначе, они работают по своим нормативам. В частности, одним из камней преткновения в ту пору был вопрос, почему моряки получают зарп лату за сутки работы, а буровики - за метры проходки скважин. Этот и подобные вопросы решали дол го. Приходилось обращаться в правитель ство, Министерство финансов, бесконеч но решать вопросы и порой принимать рискованные решения во имя интересов производства. Надо сказать, что вопрос обес печения до сих пор окончательно не решен, имеется много спорных моментов, ведь по сей день нет законодательной основы, которая решила бы эти проблемы, рассматривая эки паж бурового судна как единый коллектив, работающий по единым нормам и прави лам. И все же, несмотря на многочислен ные трудности «затянувшегося становле ния», были у коллектива и несомненные успехи. Это, прежде всего, эксплуатация группы буровых судов в арктических ус ловиях. Подобной практики в таких мас штабах Россия еще не знала. Это и рабо та водолазов на больших глубинах (мы об этом еще будем говорить). Это и высадка рабочего десанта на остров Колгуев, куда в 1982 году было завезено около 3300 тонн груза — буровое оборудование, домики, трактора, цемент, химреагенты. Вахты должны были меняться каждые две недели, и это постепенно входило в норму. В 1983 году с помощью Московского института гражданской авиации мурманские нефтедо бытчики испытывали разработанные моск вичами планы и схемы доставки людей на промыслы на вертолетах МИ-8. Так, 23 ян варя вышло в море специальное водолазное судно «Спрут» с вертолетом МИ-8 на борту. Решили испытать схему работы в экстре мальных условиях. Время специально выб рали штормовое, летали и днем и ночью. Испытания прошли хорошо. Одновременно изучали принципы жесткой посадки верто летов на взлетно-посадочной площадке. Был еще один момент испытаний: нужно было наладить взаимодействие экипажа судна и команды обеспечения полетов. По отзывам одного из участников эксперимента, резуль татом большого многомесячного труда стал однозначный ответ на вопрос, можно ли ис пользовать МИ-8 для смены буровых экипа жей в море: да, можно! Операция эта безо пасна. Вскоре подобная практика стала обы денным делом. Вообще, нефтегазоразведчики актив но сотрудничали с тружениками неба. Так, газета Северного флота «На страже За полярья» 13 марта 1983 года писала о воз душных исследованиях, цель которых - помочь «АМНГР» в обнаружении нефтя ных и газовых месторождений. Совмест ную воздушную экспедицию осуществили ученые Мурманского филиала Арктичес кого и Антарктического научно-исследо вательского института и специалисты тре ста «Арктикморнефтегазразведка». С бор та самолета ледовой разведки АН-24, при летевшего в Мурманск из Москвы, уче ные и практики по определенной програм ме обследовали арктические районы, где нефтяники приступили к освоению шель фов северных морей. Им было важно по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz