Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
радиомаяков, и от акустических маяков на дне моря, данные о работе двигательных и энергетических установок судна, о работе главных гребных винтов и подруливаю щих устройств. А результаты размышле ний и действий компьютеров можно ви деть на черных экранах дисплеев, а так же (в виде кратких сообщений) на специ альном экспресс-экране. «Обменяться мыс лями» с ЭВМ, передать приказ, внести по правки можно с помощью специального те леграфа: вы набираете текст на клавиа туре, напоминающей обычный телеграф ный аппарат, а машина отвечает вам, от бивая тексты сообщений на широкой лен те самописца. Передо мной пульт комбинированного управления судном. Можно передать капи танские функции компьютерам, можно уп равлять самому, но с помощью компьюте ров, а можно полностью взять управление на себя. Собственно, слова «управление судном» в данном случае трактуются весьма своеоб разно. Задача в том, чтобы с предельной, немыслимой ранее точностью выйти к задан ной точке в открытом море и держаться в радиусе пяти - семи метров в этой точ ке, несмотря на ветры, волны, течения, какие бывают в открытом море. Несмотря ни на что! Стоять, конечно, невозможно. Несмотря на необыкновенные маневрен ные свойства, на могучие гребные винты и рули, несмотря на то, что у бурового судна в носу имеются три поперечных тун неля, в которых вращаются три подру ливающих винта, а в корме - еще два таких же устройства, буровое судно все же вынуждено беспрерывно маневриро вать. Только курсы и галсы его измеря ются не милями и не кабельтовыми, а метрами! Это маневрирование, немысли мое ни на одном корабле в недавнем про шлом. Отсюда и этот странный, противо речивый, на первый взгляд, термин - ди намическое позиционирование». Сильно раскачать «Валентина Шаши на» не удастся даже свирепому шторму. Система успокоителей крена делает его необычайно устойчивым. Качка, эта веч ная напасть и помеха, серьезная опас ность для судна при смещении грузов, качка (и килевая, и бортовая) для «Ва лентина Шашина» сводится на нет, улуч шая условия труда и отдыха после вах ты. На буровом оборудовании некоторые ра боты необходимо проводить непосредствен но под водой. Поэтому в штатном расписании значатся водолазы. На борту судна имеется современный глубоководный водолазный ком плекс с рабочим погружением колокола до 300 метров. Капитану судна Михаилу Аркадьевичу Журавлеву и его помощникам, принимая новый корабль, пришлось много и серьезно учиться, ведь с той же системой динамичес кого позиционирования судна им раньше сталкиваться не приходилось. Они всю жизнь водили суда, перевозили грузы, а вопросы удержания судна в одной точке во время шторма никогда не возникали. — Самая главная и большая сложность нашей работы - ее новизна, — говорил начальник экспедиционного отряда подвод но-технических работ и морского транс порта «АМНГР» Алексей Станиславович Борецкий. - Такие суда - первые у нас в стране. А это значит, мы первыми столк нулись с совершенно новым характером управления этими кораблями, и они тре буют совершенно новых психологических установок. Судоводителям «Валентина Шашина» надо было освоить совершенно новые при емы управления кораблем, потому что хоть он и работает в море, но связан с землей буровой колонной. Отсюда и новые требо вания к судоводителю. На обычном корабле точность счисления - 0,5 мили. На нефтя ных разведчиках - максимум 15 метров. И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz