Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
кинской башни. Судно имеет семь винтов. И любой из них — регу лируемого шага. Это значит, лопасти винта с помощью особого ме ханизма способны не только крутиться в об щей обойме, но и раз ворачиваться каждая вокруг своей оси, уве личивая или уменьшая тя говое усилие . Ко рабль может удержи ваться над заданной точкой с точностью, ко торая кажется судово дителю фантастической: до одного метра. Даже спасатель, растянутый на мертвых якорях над затонувшим кораблем, и тот колеблется значительно сильнее. Но шторм — это ведь не единственная проблема. Представьте себе: сложилась тяжелая ледовая обстановка, пригнало льды и несет их на судно. Что делать? Надо уходить, сниматься с точки буре ния. А буровая колонна в это время нахо дится уже на глубине трех тысяч метров. Все бросать? В экстренном режиме про водятся работы по отсоединению блока НСУ (нижнего соединительного узла) от превентора на дне моря, герметизирует ся устье скважины, происходит отстыков ка. Блок НСУ и райзер поднимаются на борт. Судно переводится в режим ожида ния улучшения метеоусловий. Обстановка нормализовалась, надо про должать бурение. Судно в безбрежном море, где нет никаких ориентиров и заце пок, должно найти именно ту точку, от куда ушло, встать таким образом, чтобы опустить НСУ и райзер, подсоединить к превентору и продолжить работу. Это при мерно то же, что искать иголку в стоге сена. И вновь вступает в работу система Торжественная встреча БС «Валентин Шашин» в Мурманске. Слева направо: Б. А. Глухов, В. М. Янкевич, В. Федоткин, А. И. Залетаев динамического позиционирования судна. Подается два сигнала на спутник, два — на превентор, и компьютерная система, принимая сигналы, автоматически выво дит судно в положение, которое позволя ет точно опустить блок НСУ, подсоеди ниться к превентору и продолжить бу рение. На первый взгляд может показаться, что человеку ничего делать не приходит ся, система компьютеров сама все найдет, удержит, проконтролирует. На самом же деле все обстоит далеко не так. О том, на сколько это было сложно, писал в 1983 году в журнале «Новый мир» журналист Марк Баринов, побывавший на другом однотип ном нашем буровом судне — «Виктор Му- равленко»: «В рубке службы динамическо го позиционирования — три мощных ЭВМ, в которые заведены каналы датчиков, со общающих «искусственному интеллекту» все данные об окружающей среде, координаты судна, полученные от системы навигаци онных спутников Земли и от пеленгации 5 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz