Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

кинской башни. Судно имеет семь винтов. И любой из них — регу­ лируемого шага. Это значит, лопасти винта с помощью особого ме­ ханизма способны не только крутиться в об­ щей обойме, но и раз­ ворачиваться каждая вокруг своей оси, уве­ личивая или уменьшая тя говое усилие . Ко­ рабль может удержи­ ваться над заданной точкой с точностью, ко­ торая кажется судово­ дителю фантастической: до одного метра. Даже спасатель, растянутый на мертвых якорях над затонувшим кораблем, и тот колеблется значительно сильнее. Но шторм — это ведь не единственная проблема. Представьте себе: сложилась тяжелая ледовая обстановка, пригнало льды и несет их на судно. Что делать? Надо уходить, сниматься с точки буре­ ния. А буровая колонна в это время нахо­ дится уже на глубине трех тысяч метров. Все бросать? В экстренном режиме про­ водятся работы по отсоединению блока НСУ (нижнего соединительного узла) от превентора на дне моря, герметизирует­ ся устье скважины, происходит отстыков­ ка. Блок НСУ и райзер поднимаются на борт. Судно переводится в режим ожида­ ния улучшения метеоусловий. Обстановка нормализовалась, надо про­ должать бурение. Судно в безбрежном море, где нет никаких ориентиров и заце­ пок, должно найти именно ту точку, от­ куда ушло, встать таким образом, чтобы опустить НСУ и райзер, подсоединить к превентору и продолжить работу. Это при­ мерно то же, что искать иголку в стоге сена. И вновь вступает в работу система Торжественная встреча БС «Валентин Шашин» в Мурманске. Слева направо: Б. А. Глухов, В. М. Янкевич, В. Федоткин, А. И. Залетаев динамического позиционирования судна. Подается два сигнала на спутник, два — на превентор, и компьютерная система, принимая сигналы, автоматически выво­ дит судно в положение, которое позволя­ ет точно опустить блок НСУ, подсоеди­ ниться к превентору и продолжить бу­ рение. На первый взгляд может показаться, что человеку ничего делать не приходит­ ся, система компьютеров сама все найдет, удержит, проконтролирует. На самом же деле все обстоит далеко не так. О том, на­ сколько это было сложно, писал в 1983 году в журнале «Новый мир» журналист Марк Баринов, побывавший на другом однотип­ ном нашем буровом судне — «Виктор Му- равленко»: «В рубке службы динамическо­ го позиционирования — три мощных ЭВМ, в которые заведены каналы датчиков, со­ общающих «искусственному интеллекту» все данные об окружающей среде, координаты судна, полученные от системы навигаци­ онных спутников Земли и от пеленгации 5 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz