Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Всесоюзном социалистическом соревнова­ нии буровых бригад по итогам работы в 1981 году. Поисково-буровые и геологоразведоч­ ные работы на арктическом шельфе продолжались и набирали обороты. В 1981 году продолжалось пополнение кад­ рами и техникой, готовилось теоретичес­ кое обоснование бурения двух первых скважин на Харасавэйской и Медынской структурах (их планировали начать в тре­ тьем квартале). 4. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ФЛОТА Осваивать нефтегазовые месторожде­ ния северных морей, изучать их, вести разведку невозможно было без флота. Од­ ним из первых этапов освоения побере­ жья и шельфа Арктики стало создание специальной флотилии научных, транс­ портных и буровых судов треста «Арктик­ морнефтегазразведка». В первый же год ра­ боты треста - в 1979 году - в его распоря­ жение поступили два научно-исследова- тельских судна - «Владимир Обручев» и «Стерегущий». Первый был переоборудо­ ван из буксирного судна, второй был ког- да-то китобойцем. Эти два судна стали ос­ новой экспедиционного отряда подводно­ технических работ и морского транспор­ та треста «Арктикморнефтегазразведка». С конца 1980 года отряд стал попол­ няться новыми судами. Получили буксир «Нилас», самоходные баржи «Ямал» и «Таймыр». В 1981 году пришел новенький лесовоз-пакетовоз «Пионер Колы». В то время это было самое крупное грузовое судно во флоте нефтеразведки, способ­ ное брать на борт 6 тысяч тонн груза. Это все были суда обычные, морфлотовские. Лишь позднее стали появляться и специ­ ализированные суда. По-настоящему изучение Баренцева моря с позиции задач нефтегазовой про­ мышленности началось с лета 1982 года, когда у «АМНГР» появилось буровое суд­ но «Валентин Шашин». Мурманчан труд­ но удивить необычными судами. И тем не менее даже многие бывалые моряки были поражены, когда в Мурманск пришел этот корабль. Встречали его на 20-м причале. Белоснежный красавец, огромное судно с красной вышкой - оно было красиво даже на фоне хмурого мурманского неба. И чем ближе подходил он, тем выше вырастала ажурная, легкая на вид, но вместе с тем мощная, широкая в основании четырехгран­ ная стальная мачта, начиненная механиз­ мами для бурения, извивающимися толсты­ ми кабелями, туго натянутыми тросами. День был пасмурный, но настроение у всех встречавших было праздничное: в Мурманск пришло уникальное и безумно дорогое судно. Каждый метр его был на­ пичкан новой незнакомой, сложнейшей техникой, которую предстояло осваивать. Одним из первых это судно увидел еще в море на подходе к Мурманску капитан третьего ранга В. П. Жданов. Свои востор­ женные впечатления он отразил в севе­ роморской военно-морской газете «На страже Заполярья» в статье «Арктика. Море. Нефть»: «Над морем совершенно от­ четливо возвышалась сварная решетча­ тая мачта, похожая на огромную телеви­ зионную, достроенную до половины. Ког­ да неделю назад уходили в поход, ника­ кой вышки не было. А теперь, пожалуй­ ста, стоит посреди моря, будто всегда тут была. На чем, спрашивается, держится? На сваях, как в Баку? Исключено - глу­ бины здесь такие, что никакой сваей не достанешь. Между тем выяснилось, что вышка вовсе не стоит, а движется, притом с при­ личной скоростью. Узлов 15! Буровую платформу, может быть, буксируют? Но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz