Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
Дидов и плотник Кожемяко. Во время пе рехода на борту находился Самойлов. Все тяготы похода с морскими волка ми разделили 16 буровиков, молодых ре бят, только отслуживших в армии, за кончивших школу ПТО. Они первый раз вышли в море. С первых часов на борту пришлось решать вопросы жизнеобеспе чения судна, остойчивости, и молодые, непьющие ребята проявили себя с исклю чительной стороны. На плечи именно этих 16 парней, раз битых на две аварийные партии, работав ших по 12 часов, легла вся титаническая работа по устранению недоделок на борту ЭЛО. Так, чтобы обеспечить герметичность корпуса, пришлось брезентом и клинья ми затыкать отверстия, которые «прохло пали» монтажники; докеры кое-как зак репили груз - пришлось его укреплять, растаскивать складывать. Работа с букси ром, работы по откачке воды из трюмов - в авралах участвовал весь экипаж. «24 декабря в два часа ночи в районе Колгуева караван вошел в шугу. Через пару часов - в лед толщиной до 40 см. В 12 часов ушли в Мурманск СС «Пурга», НИС «Обручев» и «Прончищев». Самойлов пересел на дизель-электроход «Обь». «25 декабря. Уже почти прошли главный фарватер, ведущий через Гуляевские Кошки к месту постановки. 14.10 первый обрыв буксира. Легли в дрейф. Рядом ди зель-электроход «Обь». В 19.40 наладили второй буксир, продолжаем движение. 21.40 второй обрыв буксира. Опять лег ли в дрейф. «Обь» пропала из виду. В 2.20 подошла «Обь», благополучно отвела нас в район Русского заворота». И вновь, чтобы понять, что скрывается за несколькими строками дневника, стоит за думаться. На несколько часов практически беспомощный «Севастополь» остался один и дрейфовал вместе со льдом. Лишь гор стка людей и стихия, живущая по своим законам, стремящаяся вперед только ей одной известным путем. — Любой, кто почитает лоции, поймет, что это за район, - рассказывает М. Б. Ов чинников. - Там относительно узкий су довой ход по главному фарватеру. Полу чается, что по обеим сторонам фарватера идут «меляки» - Гуляевские Кошки - мели до метра. Не дай Бог нас посадит на мель — «Оби» не подойти, нас не выру чить: у нее осадка гораздо больше нашей, она с полным грузом. Нам пришлось бы высаживаться на лед. Мы бы не утонули, но повторилась бы эпопея челюскинцев. Особого испуга не было, но все равно ока заться одним во льдах... Однако ребята держались молодцом! Игорь Волосюк все время нам музыку крутил - Армстронг, Глен Миллер, Дунаевский. 30 декабря в 11.30 прибыли на точку постановки в Печорской губе. Прибыл и на борт Самойлов и Белоус. В 12 часов по команде начали затапливать второй трюм. Чтобы встать на дно без крена и без диф ферента, принесли в рубку два плотниц ких нивелира - в атомный век! - устано вили их на столе, так чтобы один показы вал вертикаль, другой - горизонталь; по весили кусок ватмана, на нем укрепили маятник - отвес. С такими элементарны ми ориентирами начали погружение. Судно стало садиться, и через 2 -3 часа, приняв около 1,5 тысячи тонн воды, село на грунт. В море, в точке с координатами 68 граду сов 28 минут северной широты, 55 граду сов 06 минут 6 секунд восточной долготы, родился новый «остров» длиной 134 мет ра, шириной 17,4; высота вышки - 70 мет ров над уровнем моря. Глубина оказалась небольшая, всего шесть метров. Именно здесь была пробуре на первая скважина на арктическом шель фе. Никакой нефти или газа тогда не на шли, да и не ставилось такой задачи. Это была параметрическая скважина, решав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz