Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Дидов и плотник Кожемяко. Во время пе­ рехода на борту находился Самойлов. Все тяготы похода с морскими волка­ ми разделили 16 буровиков, молодых ре­ бят, только отслуживших в армии, за ­ кончивших школу ПТО. Они первый раз вышли в море. С первых часов на борту пришлось решать вопросы жизнеобеспе­ чения судна, остойчивости, и молодые, непьющие ребята проявили себя с исклю­ чительной стороны. На плечи именно этих 16 парней, раз­ битых на две аварийные партии, работав­ ших по 12 часов, легла вся титаническая работа по устранению недоделок на борту ЭЛО. Так, чтобы обеспечить герметичность корпуса, пришлось брезентом и клинья­ ми затыкать отверстия, которые «прохло­ пали» монтажники; докеры кое-как зак­ репили груз - пришлось его укреплять, растаскивать складывать. Работа с букси­ ром, работы по откачке воды из трюмов - в авралах участвовал весь экипаж. «24 декабря в два часа ночи в районе Колгуева караван вошел в шугу. Через пару часов - в лед толщиной до 40 см. В 12 часов ушли в Мурманск СС «Пурга», НИС «Обручев» и «Прончищев». Самойлов пересел на дизель-электроход «Обь». «25 декабря. Уже почти прошли главный фарватер, ведущий через Гуляевские Кошки к месту постановки. 14.10 первый обрыв буксира. Легли в дрейф. Рядом ди­ зель-электроход «Обь». В 19.40 наладили второй буксир, продолжаем движение. 21.40 второй обрыв буксира. Опять лег­ ли в дрейф. «Обь» пропала из виду. В 2.20 подошла «Обь», благополучно отвела нас в район Русского заворота». И вновь, чтобы понять, что скрывается за несколькими строками дневника, стоит за­ думаться. На несколько часов практически беспомощный «Севастополь» остался один и дрейфовал вместе со льдом. Лишь гор­ стка людей и стихия, живущая по своим законам, стремящаяся вперед только ей одной известным путем. — Любой, кто почитает лоции, поймет, что это за район, - рассказывает М. Б. Ов­ чинников. - Там относительно узкий су ­ довой ход по главному фарватеру. Полу­ чается, что по обеим сторонам фарватера идут «меляки» - Гуляевские Кошки - мели до метра. Не дай Бог нас посадит на мель — «Оби» не подойти, нас не выру­ чить: у нее осадка гораздо больше нашей, она с полным грузом. Нам пришлось бы высаживаться на лед. Мы бы не утонули, но повторилась бы эпопея челюскинцев. Особого испуга не было, но все равно ока­ заться одним во льдах... Однако ребята держались молодцом! Игорь Волосюк все время нам музыку крутил - Армстронг, Глен Миллер, Дунаевский. 30 декабря в 11.30 прибыли на точку постановки в Печорской губе. Прибыл и на борт Самойлов и Белоус. В 12 часов по команде начали затапливать второй трюм. Чтобы встать на дно без крена и без диф­ ферента, принесли в рубку два плотниц­ ких нивелира - в атомный век! - устано­ вили их на столе, так чтобы один показы­ вал вертикаль, другой - горизонталь; по­ весили кусок ватмана, на нем укрепили маятник - отвес. С такими элементарны­ ми ориентирами начали погружение. Судно стало садиться, и через 2 -3 часа, приняв около 1,5 тысячи тонн воды, село на грунт. В море, в точке с координатами 68 граду­ сов 28 минут северной широты, 55 граду­ сов 06 минут 6 секунд восточной долготы, родился новый «остров» длиной 134 мет­ ра, шириной 17,4; высота вышки - 70 мет­ ров над уровнем моря. Глубина оказалась небольшая, всего шесть метров. Именно здесь была пробуре­ на первая скважина на арктическом шель­ фе. Никакой нефти или газа тогда не на­ шли, да и не ставилось такой задачи. Это была параметрическая скважина, решав

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz