Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

«20 декабря 1980 года, причал № 20, судно типа «Либерти», — пишет в своем дневнике старший помощник капитана ЭЛО «Севастополь» Михаил Борисович Овчинников. - Габариты выступают на 4,6 метра (это как раз платформа под буро­ вую вышку. - Редактор). В корме, в районе 5-го трюма, тоже выступающая на 2 мет­ ра надстройка - будущая вертолетная площадка. Почти по миделю, в районе 3-го трюма, бочка под воду, около 1000 кубо­ метров, шланги водяные, топливные, ка­ бель, два автокрана». На палубе кипит работа: трудятся до­ керы, монтажники, буровики, специали­ сты треста. Идет погрузка стройматериа­ лов, арматуры, топлива, пресной воды, в трюмах размещают буровые насосы, бу­ ровые и обсадные трубы, дизеля, необ­ ходимые для выработки электроэнергии, - все необходимое для рождения новой буровой. 21 декабря, взяв на борт около тысячи тонн груза, 200 тонн дизельного топлива, 70 тонн мазута, 600 тонн пресной воды, продукты на три месяца из расчета на ко­ манду буровой, которая потом там будет находиться, имея двадцать девять человек на борту, с креном на правый борт 2-3 гра­ дуса вышли в море. Штиль. Впереди шло спасательное судно «Пурга», сзади «Обь» с «Севастополем», на его траверзе шло научно-исследовательское судно «Влади­ мир Обручев», сзади, в кильватере, бук­ сир «Прончищев». «Обь». Легендарный дизель-электроход. Когда-то он первым посетил Антарктиду с экспедицией, а к тому моменту, о кото­ ром идет речь, он уже отжил свой ледо­ вый век, но оставался на ходу и исполь­ зовался в более прозаических целях - на нем жили буровики «Севастополя». Руководил походом начальник отдела подводно-технических работ и морского транспорта Игнатий Эммануилович Самой­ лов - человек волевой, решительный, не боявшийся в интересах дела пойти на риск. На оправданный риск. Само переобо­ рудование грузового судна в буровую платформу проводилось впервые в исто­ рии мореплавания и бурового производ­ ства, не говоря уже о переходе через се­ верное море, зимой, поэтому, естествен­ но, возникало много трудностей, сложных вопросов, которые требовали решения подчас на грани риска. - События 24-летней давности - пере­ ход буровой платформы «Севастополь» че­ рез Баренцево море в Печорский залив в декабре 1980 года ассоциируются у меня с памятью об Игнатии Эммануиловиче Самой­ лове, руководившем этим походом, и о Юрии Павловиче Пирогове, находившемся на борту дизель-электрохода «Обь», - вспо­ минает М. Б. Овчинников. - Переход был выполнен благополучно именно благодаря Самойлову. Конечно, только погода в море позволила успешно осуществить этот пе­ реход, чем он сумел очень удачно восполь­ зоваться. Ведь сначала думали уйти побыс­ трее из Мурманска, стать в Кильдинской салме, там заняться работой, подготовить судно к выходу в рейс. Так обычно все и делают. Но когда мы вышли в море, был небывалый штиль - я такой погоды в Ба­ ренцевом море за полвека не видел. И Са­ мойлов решил не терять времени, не за­ ходить в салму, так и пошли со скорос­ тью 6 -7 миль. Благо погода позволяла, и ветерок все время дул попутный. « 2 2 - 2 3 декабря . Рутинная работа, идем». За этими простыми, обыденными словами тяжелая мужская работа, муже­ ство и героизм одних, вызванные недора­ боткой других. На «Севастополе» шли моряки из экспе­ риментального отряда подводно-техничес- ких работ и морского транспорта: капитан Иваненко, старпом Овчинников, механик Шабанов, электромеханик Волосюк, боцман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz