Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

от руководителей, и от рядовых работ­ ников. В Государственном архиве Мурманской области сохранился протокол № 1 заседа­ ния научно-технического совета «АМНГР», датированный 26 декабря 1979 года. Заве­ дующий лабораторией геологии морских месторождений Сергей Александрович Сластунов представил отчет по теме «Ана­ лиз геолого-геофизических работ по Ба­ ренцеву морю с целью определения на­ правления геологоразведочных работ на 1981 -1982 гг.». В докладе было дано обо­ снование целесообразности нефтегазораз- работок на шельфе Баренцева моря, оп­ ределены наиболее перспективные точки бурения, даны экономические и внешне­ экономические соображения о порядке на­ чала фронта работ. Говоря о наиболее перспективных структурах, докладчик отметил, что уже переданы под глубокое бурение четыре из них: Куренцовская, Северо-Кильдинская, Дресвянская и Мурманская. По его оцен­ ке, самой перспективной можно считать Мурманскую, ее площадь определялась в 236 кв. километров. А в годовом отчете треста «АМНГР» за 1979 год говорилось, что главной задачей буровиков в первые месяцы работы было бурение скважины на Дресвян с кой структуре на километровую глубину с ком­ мерческой скоростью 600 метров в месяц. Однако из-за отсутствия ледостойкой бу­ ровой платформы эти наметки не были ре­ ализованы. Понятно, что с образованием треста сра­ зу возникла необходимость выхода в море и проведения разведочного бурения, чтобы оце­ нить нефтегазоносность арктического шель­ фа. А на чем? Конечно, буровые суда были уже заказаны и строились, но до их прихода в Мурманск было еще далеко, а разворачи­ вать производственную деятельность надо было уже сегодня. 30 мая 1980 года на научно-техничес- ком совещании рассматривался вопрос строительства экспериментальной морс­ кой ледостойкой буровой платформы с использованием теплохода «Севастополь» на Дресвянской структуре. Заказ руковод­ ства треста - спроектировать эксперимен­ тальное ледостойкое основание (ЭЛО) - получило мурманское отделение ВНИПИ «Морнефтегаз», которое спроектировало его на базе грузового транспортного суд­ на, поставленного в годы войны в нашу страну по ленд-лизу. Видавшее виды судно привели с Трех Ручьев к причалу торгового порта, и ра­ бота закипела. Переоборудование тепло­ хода под ледостойкую буровую платформу было трудной задачей. Но специалисты ус­ пешно справились с ней. Причем за очень короткий срок. Руководил работами по пе­ реоборудованию «Севастополя» А. И. Ра - дюков. Позднее эта забота легла на плечи Б. 3 . Белоуса. Спустя девятнадцать лет после тех событий первый управляющий трестом «АМНГР» Вольдемар Марьянович Янкевич скажет: «Это было самое знаменательное событие, когда нашим коллективом — соб­ ственными силами, по собственным чер­ тежам - в буровую платформу было пе­ реоборудовано судно и выведено в море. Первое! Не иностранное, не из тех, что были сделаны по заказам! И это был са­ мый радостный и знаменательный день, который помнится до сих пор». Надо отдать должное городским влас­ тям, партийным органам города и облас­ ти: они всячески помогали нефтяникам в этой работе, в том числе выделили лю­ дей, ведь своих кадров у нефтегазразвед- ки пока не хватало. Так что дело спори­ лось: в мае начались работы, а в декабре «Севастополь», как выражаются спецы, «потащили на точку» - в Печорскую губу, в устье Печоры. 4 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz