Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

оборудования в трюме и на палубе, он по­ нял, что на переходе в Печорскую губу «Севастополь» неминуемо перевернется. Как выяснилось, при проведении строи- тельно-монтажных работ и размещении механизмов, бурильных труб и материа­ лов была нарушена метацентрическая вы­ сота судна, а это непременно привело бы к аварии. Пришлось усилить контроль за выполнением требований Регистра, зна­ комить буровиков с законами остойчивос­ ти судна и требованиями морского дела. В то же время моряков, составлявших экипажи буровых судов, необходимо было научить азам бурового дела, так чтобы они сознательно, со знанием дела, отно­ сились к различным моментам производ­ ственной деятельности буровиков в про­ цессе бурения скважины. Представьте себе: идет бурение, и вдруг долото на­ ткнулось на водоносный слой под большим давлением. Из скважины забил фонтан воды с полметра в диаметре. Мощный выброс во­ дяных струй надо быстро задавить, иначе судно затонет. Еще страшнее, если вдруг фонтаном вырвется нефть или газ. Однако стихия, проявляя свой неукротимый харак­ тер, все-таки не делает этого внезапно. В про­ цессе бурения звуковые характеристики про­ исходящих процессов несут в себе свою ин­ формацию. Когда создается угрожающее по­ ложение, звук предупреждает о предстоя­ щей опасности. Привычное ухо опытного бу­ ровика всегда услышит в обычном гуле буро­ вой инородный звук. Но опасность должны понимать и чувствовать не только буровики. Необходимо, чтобы и моряки знали, как себя вести в экстремальных условиях. Для подготовки необходимых специалис­ тов в марте 1980 года в составе треста была организована школа производственно-техни­ ческого обучения. Она располагалась на ули­ це Книповича, в доме № 33, корпус 1. Пер­ вым директором школы ПТО треста «АМНГР» стал Борис Александрович Глухов, имевший большой опыт админи- стративно-педагогической работы, 22 года проработавший заместителем заведующе­ го областным отделом народного образо­ вания. Нелегко приходилось на первых порах. Трудности опять-таки были связаны с тем, что все нужно было делать впервые. Оте­ чественного опыта организации нефтега­ зодобычи на арктическом шельфе не было. Соответственно, не было ни программ, ни учебных планов, ни учебников, ни обору­ дования, ни наглядных пособий - ничего! Все нужно было создавать самим. За короткий срок коллектив энтузиас­ тов школы разработал учебные програм­ мы, планы, оборудовал кабинеты, лабо­ ратории. 1 октября 1980 года, когда никто не верил, что школа начнет работать, она открыла свои двери, и начался учебный процесс. — Оглядываясь назад, могу сказать: нам бы никогда не проделать всю эту ра­ боту, если бы не подобрался такой заме­ чательный инженерно-педагогический коллектив, - говорит Борис Александро­ вич. — Назову только некоторых: Вален­ тин Витальевич Кучеренко, Владислав Иванович Данилов, Виктор Иванович Ко­ лосов, Борис Михайлович Васкин, Вик­ тор Николаевич Петров, Борис Никифо­ рович Соколов, Лутохин Анатолий Ива­ нович и многие другие. Это был коллек­ тив энтузиастов, влюбленных в свое дело. Даже не так: «энтузиазм» — какое-то за­ битое слово, его замусолили и обесцени­ ли, поэтому скажу по-другому: мы все были охвачены горением! Люди видели, что они стоят у истоков нового перспек­ тивного дела огромной государственной важности, что они не просто выполняют повседневную рутинную работу, а дела­ ют новый шаг и в науке, и в практике. Неоценимую помощь в оборудовании шко­ лы буровой техникой, оснащении кабинетов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz