Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
оборудования в трюме и на палубе, он по нял, что на переходе в Печорскую губу «Севастополь» неминуемо перевернется. Как выяснилось, при проведении строи- тельно-монтажных работ и размещении механизмов, бурильных труб и материа лов была нарушена метацентрическая вы сота судна, а это непременно привело бы к аварии. Пришлось усилить контроль за выполнением требований Регистра, зна комить буровиков с законами остойчивос ти судна и требованиями морского дела. В то же время моряков, составлявших экипажи буровых судов, необходимо было научить азам бурового дела, так чтобы они сознательно, со знанием дела, отно сились к различным моментам производ ственной деятельности буровиков в про цессе бурения скважины. Представьте себе: идет бурение, и вдруг долото на ткнулось на водоносный слой под большим давлением. Из скважины забил фонтан воды с полметра в диаметре. Мощный выброс во дяных струй надо быстро задавить, иначе судно затонет. Еще страшнее, если вдруг фонтаном вырвется нефть или газ. Однако стихия, проявляя свой неукротимый харак тер, все-таки не делает этого внезапно. В про цессе бурения звуковые характеристики про исходящих процессов несут в себе свою ин формацию. Когда создается угрожающее по ложение, звук предупреждает о предстоя щей опасности. Привычное ухо опытного бу ровика всегда услышит в обычном гуле буро вой инородный звук. Но опасность должны понимать и чувствовать не только буровики. Необходимо, чтобы и моряки знали, как себя вести в экстремальных условиях. Для подготовки необходимых специалис тов в марте 1980 года в составе треста была организована школа производственно-техни ческого обучения. Она располагалась на ули це Книповича, в доме № 33, корпус 1. Пер вым директором школы ПТО треста «АМНГР» стал Борис Александрович Глухов, имевший большой опыт админи- стративно-педагогической работы, 22 года проработавший заместителем заведующе го областным отделом народного образо вания. Нелегко приходилось на первых порах. Трудности опять-таки были связаны с тем, что все нужно было делать впервые. Оте чественного опыта организации нефтега зодобычи на арктическом шельфе не было. Соответственно, не было ни программ, ни учебных планов, ни учебников, ни обору дования, ни наглядных пособий - ничего! Все нужно было создавать самим. За короткий срок коллектив энтузиас тов школы разработал учебные програм мы, планы, оборудовал кабинеты, лабо ратории. 1 октября 1980 года, когда никто не верил, что школа начнет работать, она открыла свои двери, и начался учебный процесс. — Оглядываясь назад, могу сказать: нам бы никогда не проделать всю эту ра боту, если бы не подобрался такой заме чательный инженерно-педагогический коллектив, - говорит Борис Александро вич. — Назову только некоторых: Вален тин Витальевич Кучеренко, Владислав Иванович Данилов, Виктор Иванович Ко лосов, Борис Михайлович Васкин, Вик тор Николаевич Петров, Борис Никифо рович Соколов, Лутохин Анатолий Ива нович и многие другие. Это был коллек тив энтузиастов, влюбленных в свое дело. Даже не так: «энтузиазм» — какое-то за битое слово, его замусолили и обесцени ли, поэтому скажу по-другому: мы все были охвачены горением! Люди видели, что они стоят у истоков нового перспек тивного дела огромной государственной важности, что они не просто выполняют повседневную рутинную работу, а дела ют новый шаг и в науке, и в практике. Неоценимую помощь в оборудовании шко лы буровой техникой, оснащении кабинетов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz