Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
- ППБУ «Шельф-8» (1988-1991 гг.) - 5 скважин, 10151 м (расстояние ротор - дно моря —810 м), время бурения - 485 суток; - ППБУ «Шельф-4» (1985-1988 гг.) - 4 скважины, 13225 м (расстояние ротор - дно моря - 521 м), время бурения - 1009 су ток; - ППБУ «Шельф-10» (1990 г.) - 1 сква жина, 610 м (расстояние ротор - дно мо ря - 79 м), время бурения - 20 суток; - СПБУ «Мурманская» (1992-2003 г.) - 13 скважин, 36727 м (расстояние ротор - дно моря - 651 м), время бурения - 920 су ток. Как видно из приведенных данных, аб солютным лидером за время работы ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» является СПБУ «Мурманская» - 36076 м «чистого бу рения», 13 скважин, (БС «Валентин Ша- шин» - 36747 м, 14 скважин), но время, зат раченное на эти метры у СПБУ «Мурманс кая» в 2,5 раза меньше, да и к тому же воз раст вскрываемых пород - карбон, девон, силур - у СПБУ, а у БС «Валентин Ша- шин» - юра, триас. В процессе строительства скважин спе циалисты «АМНГР» встретились со специ фическими проблемами, характерными для морских условий северного шельфа России. Самым неблагоприятным природным фак тором является льдообразование в районах ведения работ, когда полностью исключа ется возможность бурения скважин не толь ко с ПБУ, но и с СПБУ на весь период су ществования ледового покрова. Учитывая все негативные факторы, а также опыт строительства скважины № 6 Приразломная, которое велось с СПБУ «Transocean-Э» компанией «ВНР» в 1994 году и которая впервые доказала техническую возможность бурения скважин глубиной 4500 м в один рабочий безледовый сезон, руководство ФГУП «Арктикморнефтегаз разведка» пришло к решению разработки долгосрочной, поэтапной программы модер низации и обновления оборудования СПБУ «Мурманская». Конечно, это потребовало значительных материальных затрат, но избранный курс и стратегия обновления оборудования и тех нологических процессов проводки и испы тания скважин коренным образом измени ли не только мировоззрение и психологию морских специалистов, задействованных в строительстве скважины, но и повысили эффективность труда, коммерческие ско рости, а самое главное доказали, что се годня можно бурить скважины глубиной 4500 м с полным циклом строительства в один сезон. Факты говорят сами за себя: - если в середине 80_ 90-х годов сред няя коммерческая скорость составляла 600- 700 м/ст.-мес при глубинах скважин около 4000 м, то за последние пять лет она не опускается ниже 1400 м/ст.-мес; - производительное время составляет 94-100%; - значительно сократился цикл стро ительства скважин, не менее чем на 120- 150 суток; - процент осложнений и аварий сокра тился с 15% в 8 0 - 90-х годах до 1% за пос ледние годы; - с применением при бурении только импортных долот значительно сократился их расход. Так, при бурении в терригенных отложениях Баренцева и Карского морей до 3000 м средний расход отечественных долот по скважине составлял порядка 30 штук, в Печорском море в карбонных от ложениях на этой же глубине — порядка 40 штук, тогда как в последние 6 лет, даже при глубинах 4000 м, в карбонных отложе ниях Печорского моря всего 13 штук; - аналогичная картина наблюдается и при отборе керна - источника первоздан ной геологической информации. Если до 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz