Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

- ППБУ «Шельф-8» (1988-1991 гг.) - 5 скважин, 10151 м (расстояние ротор - дно моря —810 м), время бурения - 485 суток; - ППБУ «Шельф-4» (1985-1988 гг.) - 4 скважины, 13225 м (расстояние ротор - дно моря - 521 м), время бурения - 1009 су­ ток; - ППБУ «Шельф-10» (1990 г.) - 1 сква­ жина, 610 м (расстояние ротор - дно мо­ ря - 79 м), время бурения - 20 суток; - СПБУ «Мурманская» (1992-2003 г.) - 13 скважин, 36727 м (расстояние ротор - дно моря - 651 м), время бурения - 920 су­ ток. Как видно из приведенных данных, аб­ солютным лидером за время работы ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» является СПБУ «Мурманская» - 36076 м «чистого бу­ рения», 13 скважин, (БС «Валентин Ша- шин» - 36747 м, 14 скважин), но время, зат­ раченное на эти метры у СПБУ «Мурманс­ кая» в 2,5 раза меньше, да и к тому же воз­ раст вскрываемых пород - карбон, девон, силур - у СПБУ, а у БС «Валентин Ша- шин» - юра, триас. В процессе строительства скважин спе­ циалисты «АМНГР» встретились со специ­ фическими проблемами, характерными для морских условий северного шельфа России. Самым неблагоприятным природным фак­ тором является льдообразование в районах ведения работ, когда полностью исключа­ ется возможность бурения скважин не толь­ ко с ПБУ, но и с СПБУ на весь период су­ ществования ледового покрова. Учитывая все негативные факторы, а также опыт строительства скважины № 6 Приразломная, которое велось с СПБУ «Transocean-Э» компанией «ВНР» в 1994 году и которая впервые доказала техническую возможность бурения скважин глубиной 4500 м в один рабочий безледовый сезон, руководство ФГУП «Арктикморнефтегаз­ разведка» пришло к решению разработки долгосрочной, поэтапной программы модер­ низации и обновления оборудования СПБУ «Мурманская». Конечно, это потребовало значительных материальных затрат, но избранный курс и стратегия обновления оборудования и тех­ нологических процессов проводки и испы­ тания скважин коренным образом измени­ ли не только мировоззрение и психологию морских специалистов, задействованных в строительстве скважины, но и повысили эффективность труда, коммерческие ско­ рости, а самое главное доказали, что се­ годня можно бурить скважины глубиной 4500 м с полным циклом строительства в один сезон. Факты говорят сами за себя: - если в середине 80_ 90-х годов сред­ няя коммерческая скорость составляла 600- 700 м/ст.-мес при глубинах скважин около 4000 м, то за последние пять лет она не опускается ниже 1400 м/ст.-мес; - производительное время составляет 94-100%; - значительно сократился цикл стро­ ительства скважин, не менее чем на 120- 150 суток; - процент осложнений и аварий сокра­ тился с 15% в 8 0 - 90-х годах до 1% за пос­ ледние годы; - с применением при бурении только импортных долот значительно сократился их расход. Так, при бурении в терригенных отложениях Баренцева и Карского морей до 3000 м средний расход отечественных долот по скважине составлял порядка 30 штук, в Печорском море в карбонных от­ ложениях на этой же глубине — порядка 40 штук, тогда как в последние 6 лет, даже при глубинах 4000 м, в карбонных отложе­ ниях Печорского моря всего 13 штук; - аналогичная картина наблюдается и при отборе керна - источника первоздан­ ной геологической информации. Если до 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz