Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

из Кольского залива танкеры-стотысяч- ники. В те дни о постройке нефтепровода За­ падная Сибирь - Мурманск говорили все - и «в верхах», и в прессе, и просто на ули­ це: вот придет «труба», и мы заживем! Всем хотелось экономического чуда. Если трубо­ провод будет построен, то здесь, в Мур­ манске, появятся и новые рабочие места, и новые мощные источники поступлений в бюджет. К тому же если будет «труба», то будет и нефтеналивной терминал, и нефтеперегонный завод и так далее. Это очень перспективно. Однако оставалось очень много «но» и очень много «если»... К тому же сразу нашлось немало оп­ понентов. Вокруг проекта трубопровода плелись настоящие интриги. Например, когда весной О. С. Мнацаканян выступал на обсуждении правительственной про­ граммы разработки шельфа, ему при­ шлось выдержать настоящую битву. Не­ которые высказывания противников про­ екта были очень резкими, но, на взгляд специалиста, абсолютно необоснованными: «заказ» в чистом виде. Люди с высокими научными званиями, при высоких долж­ ностях, прекрасно ориентирующиеся в цифрах и в терминах, откровенно лобби­ ровали интересы дальневосточных чинов­ ников и предпринимателей. Мол, «труба» будет построена, но в Западной Сибири нет необходимого количества нефти. А вот, мол, Восточная Сибирь более богата не­ фтью, и, конечно же, утверждали они, есть смысл «тащить «трубу» на... Дальний Восток. Тогда Мурманск удалось отстоять. Но сколько еще таких «столкновений ин­ тересов» впереди? В мае 2003 года прошло заседание ко­ митета по минерально-сырьевому комп­ лексу ассоциации «Северо-Запад», где ге­ неральный директор государственного унитарного предприятия «Арктикморнеф­ тегазразведка» Олег Мнацаканян выступил с докладом, в котором отметил, что, при­ вычно повторяя слова «шельф Арктики» и все прочнее связывая с ним будущее Мурманской области, далеко не все на деле знают, что же такое шельф и на­ сколько он богат. Да, есть нефтяное При­ разломное и столь же гигантское газокон­ денсатное Штокмановское, которые у всех на слуху, а ведь всего открыто 15 место­ рождений. В активе (приходи и бери) на шельфе 6,7 миллиарда тонн топлива в пе­ ресчете на условное. Но в то же время 90% территории шельфа слабо изучено либо не изучено вовсе. Знания о богатствах дна арктических морей остались на уровне начала 90-х го­ дов. За прошедшие десять лет сейсмораз­ ведкой не передано государству ни одной перспективной структуры, а на ранее от­ крытых месторождениях ежегодно бурит­ ся лишь по одной скважине. Профессио­ налам давно известно: на одну тонну до­ бытой нефти необходимо вовремя разве­ дать две. Иначе наступит экономический коллапс. Все действующие месторождения выкачают, а на разведку новых потребу­ ется лет десять! Сегодня «АМНГР» самостоятельно за­ рабатывает средства, занимаясь развед­ кой запасов нефти и газа за границей. Но прибыли хватает для бурения в российс­ ких водах одной скважины в год. Если ни­ чего не предпринимать, то впереди еще одна неизбежная проблема - беда, как вы­ разился Олег Самвелович: «К тому време­ ни, когда станут скудеть месторождения на суше, где геологическая разведка ве­ дется также из рук вон плохо, и государ­ ство все же вынуждено будет решительно войти в моря ледовитые, мы останемся уже без морского специализированного флота, остатки его через 5 - 7 лет почти полностью доживут свой срок. Флот надо строить почти заново, в том числе хотя бы одну буровую платформу». 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz