Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

должен пройти по дну Белого моря. Вто­ рой: Западная Сибирь - Ухта - Мурманск протяженностью 3,6 тысячи километров. Полностью сухопутный, он позволит до­ полнительно подключить к системе мес­ торождение «Лукойла» в Ямало-Ненецком автономном округе. Предварительная стоимость проекта оценивалась в 3,4 миллиарда долларов для первого варианта и в 4,5 миллиарда долла­ ров для второго. На апрель 2003 года было намечено подписание совместной деклара­ ции о намерениях участников проекта, в течение 2003-2004 гг. должно быть разра­ ботано технико-экономическое обоснование; строительство планировалось начать в 2004 году и завершить в 2007-м. В соответствии с проектом в Мурманс­ ке планируется построить нефтеналивной терминал с пропускной способностью 50 - 60 миллионов тонн нефти в год. При этом «Лукойл» и ЮКОС должны поставлять по 20 миллионов тонн, «Сибнефть» и ТНК - по 10 миллионов тонн. Инвестиции участ­ ников определялись пропорционально объе­ мам прокачки нефти. Мурманск должен пре­ вратиться в главный порт по экспорту не­ фти в США. ЮКОС и ТНК уже осуществ­ ляют пробные поставки нефти в США, од­ нако их доля на американском рынке суще­ ственно меньше 1%. А к 2010 г. российские компании хотят обеспечивать 10~15% аме­ риканского потребления сырой нефти. Проект сразу же получил поддержку губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова, который увидел в нем не только возможность изрядно поправить финансовое положение области и развить ее хозяйственную инфраструктуру, но и нечто государственно важное - готовность ведущих российских нефтяных компаний действовать совместно для решения мас­ штабных хозяйственных задач. В марте 2003 года в Мурманской области побывала с четырехдневным визитом деле­ гация депутатов норвежского парламента, в состав которой входили почти все члены пар­ ламентского комитета по энергетике и при­ родным ресурсам. Северных соседей инте­ ресовали, кроме всего прочего, проблемы транспортировки нефти, так как регуляр­ ные маршруты крупнотоннажных танкеров с российской нефтью проходят вдоль берегов Норвегии, а экологические последствия ава­ рий с разливами нефти могут оказаться гу­ бительными для флоры и фауны северных морей. 17 апреля 2003 года губернатор Юрий Евдокимов принял участие в заседании правительства РФ , которое было посвя­ щено развитию нефтегазового комплекса Северо-Запада с учетом реализации про­ ектов перспективных трубопроводов. Гу­ бернатор высказал свою точку зрения на проблемы разработки месторождений шельфа Западной Арктики и перспекти­ вы Мурманска, связанные с превращени­ ем региона в крупнейший пункт перевал­ ки нефти. Принятое правительством стра­ тегическое решение о начале подготовки строительства нефтепровода из Западной Сибири в столицу Заполярья свидетель­ ствует о том, что аргументы областной власти, прозвучавшие на заседании, были услышаны. В апреле 2003 года в Мурманск вновь приезжал президент компании «Роснефть» Сергей Богданчиков. Обсуждалась схема перекачки нефти через Мурманск. Пред­ полагалось, что сырье с северо-западных месторождений сначала по нефтепроводу будет поступать до Котласа (конечного пункта магистрали), затем перевозиться по железной дороге до Архангельска. И уже оттуда — морем в Кольский залив. Здесь, предположительно в Белокамен- ке, будет стоять танкер-накопитель ем­ костью до 300 тысяч тонн. По мере накоп­ ления сырья на танкере-«матке» нефть для иностранных партнеров станут забирать 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz