Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

тов из девяти стран мира, в том числе из США, Германии, Норвегии, Франции, в течение трех дней обсудили 142 доклада. Дискуссии были посвящены перспективам разработки месторождений углеводородного сырья Баренцевоморской нефтегазоносной провинции, обсуждению роли и значения арктического шельфа в обеспечении энерге­ тической безопасности России и в поставках нефти и газа на мировой рынок в X X I веке. Цифра, прозвучавшая в выступлении представительницы американской компании «Conoco Phillips» в России Ольги Беркович, ошеломила всех своей величиной. При ин­ вестициях в разработку Штокмановского месторождения в размере около 20 милли­ ардов долларов, сказала она, только в виде различных налоговых отчислений в бюджет России за 50 лет его эксплуатации посту­ пит более 200 миллиардов долларов. А ведь это лишь одно, пусть и самое значительное месторождение, из уже открытых 15-ти. Всего же арктический шельф содержит в своих недрах от 100 до 130 миллиардов тонн условного топлива, что составляет 75% всех запасов углеводородного сырья шельфовой зоны России. Дальнейшая судьба нефтегазовой про­ мышленности России зависит от место­ рождений шельфовой зоны. Запасы нефти и газа на континентальной части в значи­ тельной мере уже исчерпаны, а разра­ ботка новых в отдаленных регионах свя­ зана с огромными трудностями, колоссаль­ ными финансовыми затратами и отсут­ ствием путей транспортировки углеводо­ родного сырья. В этих условиях, как отметил вице- губернатор Мурманской области Алек­ сандр Селин, Мурманск должен стать главной базой освоения ресурсов арктичес­ кого шельфа. Для этого имеется почти все: мощный научный и производственный потен­ циал геологоразведочных предприятий, раз­ витая транспортная инфраструктура, в т. ч. незамерзающий порт, уже разведанные ме­ сторождения, флот различного назначения, машиностроительный и судоремонтный ком­ плексы, предприятия стройиндустрии, люд­ ские ресурсы. А еще намерение крупнейших отечественных нефтегазодобывающих компа­ ний - ЮКОСа, «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» инвестировать средства в добы­ чу, транспортировку, а в перспективе и в переработку углеводородного сырья. За три дня работы конференции в докла­ дах и дискуссиях были рассмотрены прак­ тически все аспекты деятельности на шель­ фе - от прогнозов возможных запасов угле­ водородов до технологии бурения. А дирек­ тор Мурманского морского биологического института академик Геннадий Матишов, воз­ главлявший работу секции «Геоэкология», в своем выступлении заявил, что газовики и нефтяники придут практически в чистые моря. Крайне низкий уровень загрязнения воды, донных отложений, экосистемы, по его словам, отмечали многие участники конфе­ ренции, как российские, так и зарубежные. Тем выше будет ответственность фирм, экс­ плуатирующих месторождения, всякая не­ брежность сразу же будет видна. Но опыт работы «Арктикморнефтегазразведки» пока­ зывает, что отечественные предприятия об­ ладают современными, на уровне мировых, технологиями. Так что их приход в северные моря не только с нетерпением ожидается, но и не вызывает больших опасений. Депутат Государственной думы от Мур­ манской области Валентин Лунцевич в своем выступлении проанализировал проблему за­ конодательства в области недропользования. Его предстоит совершенствовать хотя бы по­ тому, что в преддверии выхода на шельф инвесторы хотят иметь больше определен­ ности, участвуя в поисках и разведке ме­ сторождений. Нужна, в частности , по­ правка в закон, гарантирующая, что в случае успеха лицензия на полученный участок должна автоматически переходить 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz