Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
тов из девяти стран мира, в том числе из США, Германии, Норвегии, Франции, в течение трех дней обсудили 142 доклада. Дискуссии были посвящены перспективам разработки месторождений углеводородного сырья Баренцевоморской нефтегазоносной провинции, обсуждению роли и значения арктического шельфа в обеспечении энерге тической безопасности России и в поставках нефти и газа на мировой рынок в X X I веке. Цифра, прозвучавшая в выступлении представительницы американской компании «Conoco Phillips» в России Ольги Беркович, ошеломила всех своей величиной. При ин вестициях в разработку Штокмановского месторождения в размере около 20 милли ардов долларов, сказала она, только в виде различных налоговых отчислений в бюджет России за 50 лет его эксплуатации посту пит более 200 миллиардов долларов. А ведь это лишь одно, пусть и самое значительное месторождение, из уже открытых 15-ти. Всего же арктический шельф содержит в своих недрах от 100 до 130 миллиардов тонн условного топлива, что составляет 75% всех запасов углеводородного сырья шельфовой зоны России. Дальнейшая судьба нефтегазовой про мышленности России зависит от место рождений шельфовой зоны. Запасы нефти и газа на континентальной части в значи тельной мере уже исчерпаны, а разра ботка новых в отдаленных регионах свя зана с огромными трудностями, колоссаль ными финансовыми затратами и отсут ствием путей транспортировки углеводо родного сырья. В этих условиях, как отметил вице- губернатор Мурманской области Алек сандр Селин, Мурманск должен стать главной базой освоения ресурсов арктичес кого шельфа. Для этого имеется почти все: мощный научный и производственный потен циал геологоразведочных предприятий, раз витая транспортная инфраструктура, в т. ч. незамерзающий порт, уже разведанные ме сторождения, флот различного назначения, машиностроительный и судоремонтный ком плексы, предприятия стройиндустрии, люд ские ресурсы. А еще намерение крупнейших отечественных нефтегазодобывающих компа ний - ЮКОСа, «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» инвестировать средства в добы чу, транспортировку, а в перспективе и в переработку углеводородного сырья. За три дня работы конференции в докла дах и дискуссиях были рассмотрены прак тически все аспекты деятельности на шель фе - от прогнозов возможных запасов угле водородов до технологии бурения. А дирек тор Мурманского морского биологического института академик Геннадий Матишов, воз главлявший работу секции «Геоэкология», в своем выступлении заявил, что газовики и нефтяники придут практически в чистые моря. Крайне низкий уровень загрязнения воды, донных отложений, экосистемы, по его словам, отмечали многие участники конфе ренции, как российские, так и зарубежные. Тем выше будет ответственность фирм, экс плуатирующих месторождения, всякая не брежность сразу же будет видна. Но опыт работы «Арктикморнефтегазразведки» пока зывает, что отечественные предприятия об ладают современными, на уровне мировых, технологиями. Так что их приход в северные моря не только с нетерпением ожидается, но и не вызывает больших опасений. Депутат Государственной думы от Мур манской области Валентин Лунцевич в своем выступлении проанализировал проблему за конодательства в области недропользования. Его предстоит совершенствовать хотя бы по тому, что в преддверии выхода на шельф инвесторы хотят иметь больше определен ности, участвуя в поисках и разведке ме сторождений. Нужна, в частности , по правка в закон, гарантирующая, что в случае успеха лицензия на полученный участок должна автоматически переходить 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz