Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.
нефтью, которую по железной дороге в ци стернах завозили в порт Витино, там пере гружали в суда средней грузоподъемности и доставляли в Кольский залив. Первый та кой супертанкер «Москоу Ривер» с 105-ю тысячами тонн нефти ушел в Роттердам 12 октября 2002 года. Последние два события вроде бы впря мую и не касались ФГУП «Арктикморнеф тегазразведка», но активность нефтяных компаний, их заинтересованность в Мур манске как пункте перевалки нефти были налицо. Напомним, что еще пять лет на зад руководство «Лукойла» высказало на мерение перевозить нефть с северной ча сти Тимано-Печорского месторождения морским путем, переваливая через Мур манск либо другие удобные заливы, где можно поставить нефтеналивной терми нал и построить нефтеперерабатывающий завод мощностью до трех миллионов тонн в год. Рассматривались три варианта возмож ного места будущего строительства. Два на ходятся в Кольском заливе - Лавна и Мох- наткина Пахта, одно — в Печенгской губе. Наиболее привлекательным оказался рай он Мохнаткиной Пахты. Но здесь же распо лагается одна из баз Северного флота. По этому решение вопроса несколько замедли лось. Однако принципиальное согласие Ми нистерства обороны на строительство неф теперерабатывающего завода в Мохнатки ной Пахте все же было получено. В то же время «Лукойл» построил не сколько танкеров ледового класса для вы воза нефти как со своих северных конти нентальных месторождений, так и с мес торождений, расположенных на арктичес ком шельфе. Перегружать ее с этих ма лотоннажных танкеров на крупные транс порты нефтяная компания, очевидно, так же будет в Мурманске. Наконец-то всерьез принялись за раз работку Приразломного месторождения. Для этого создана новая организация _ «Севморнефтегаз». Одним словом, боль шая нефть в Мурманске появится. Прав да, оставался вопрос: когда? Проблемы освоения шельфа арктичес ких морей в 2002 году решались на высшем государственном уровне. В 2002 году в Мос кву с рабочим визитом прибыл министр ино странных дел Норвегии Ян Петерсен. Нор вежский гость вместе со своим коллегой Игорем Ивановым провел полномасштабные консультации по вопросам двустороннего и регионального сотрудничества. Поездка Петерсена была бы обычной, если бы стороны не подошли тогда столь близко к урегулированию территориально го спора между нашими странами по воп росу определения границ экономической зоны и разграничения континентального шельфа в Баренцевом море, который длит ся уже свыше 30 лет. Предполагаемый договор должен был зак репить разделительную линию протяжен ностью 1700 километров и открыть путь для крупных инвестиций в этот привлекатель ный район. Все с надеждой ждали разреше ния территориальной проблемы. Если по вопросам эксплуатации рыбных ресурсов в «серой зоне» стороны так или иначе с 1977 года договаривались на основе ежегодного распределения квот на вылов рыбы, то по «шельфовому» вопросу, по на стоянию Осло, они пошли по пути четкого разграничения пограничного участка. Бла годаря взаимным уступкам к середине 90-х годов дискуссия шла примерно о 15% (око ло 26 тысяч квадратных километров) спор ной территории шельфа. На сегодняшний день этот участок уменьшился еще вдвое. Тупик в территориальном споре отрав лял не только атмосферу российско-норвеж ских отношений, но и блокировал взаи мовыгодные нефтегазовые контракты, ибо вопросы морского права тесно увязаны с проблемой освоения российского нефтега 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz