Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

нефтью, которую по железной дороге в ци­ стернах завозили в порт Витино, там пере­ гружали в суда средней грузоподъемности и доставляли в Кольский залив. Первый та­ кой супертанкер «Москоу Ривер» с 105-ю тысячами тонн нефти ушел в Роттердам 12 октября 2002 года. Последние два события вроде бы впря­ мую и не касались ФГУП «Арктикморнеф­ тегазразведка», но активность нефтяных компаний, их заинтересованность в Мур­ манске как пункте перевалки нефти были налицо. Напомним, что еще пять лет на­ зад руководство «Лукойла» высказало на­ мерение перевозить нефть с северной ча­ сти Тимано-Печорского месторождения морским путем, переваливая через Мур­ манск либо другие удобные заливы, где можно поставить нефтеналивной терми­ нал и построить нефтеперерабатывающий завод мощностью до трех миллионов тонн в год. Рассматривались три варианта возмож­ ного места будущего строительства. Два на­ ходятся в Кольском заливе - Лавна и Мох- наткина Пахта, одно — в Печенгской губе. Наиболее привлекательным оказался рай­ он Мохнаткиной Пахты. Но здесь же распо­ лагается одна из баз Северного флота. По­ этому решение вопроса несколько замедли­ лось. Однако принципиальное согласие Ми­ нистерства обороны на строительство неф­ теперерабатывающего завода в Мохнатки­ ной Пахте все же было получено. В то же время «Лукойл» построил не­ сколько танкеров ледового класса для вы­ воза нефти как со своих северных конти­ нентальных месторождений, так и с мес­ торождений, расположенных на арктичес­ ком шельфе. Перегружать ее с этих ма­ лотоннажных танкеров на крупные транс­ порты нефтяная компания, очевидно, так­ же будет в Мурманске. Наконец-то всерьез принялись за раз­ работку Приразломного месторождения. Для этого создана новая организация _ «Севморнефтегаз». Одним словом, боль­ шая нефть в Мурманске появится. Прав­ да, оставался вопрос: когда? Проблемы освоения шельфа арктичес­ ких морей в 2002 году решались на высшем государственном уровне. В 2002 году в Мос­ кву с рабочим визитом прибыл министр ино­ странных дел Норвегии Ян Петерсен. Нор­ вежский гость вместе со своим коллегой Игорем Ивановым провел полномасштабные консультации по вопросам двустороннего и регионального сотрудничества. Поездка Петерсена была бы обычной, если бы стороны не подошли тогда столь близко к урегулированию территориально­ го спора между нашими странами по воп­ росу определения границ экономической зоны и разграничения континентального шельфа в Баренцевом море, который длит­ ся уже свыше 30 лет. Предполагаемый договор должен был зак­ репить разделительную линию протяжен­ ностью 1700 километров и открыть путь для крупных инвестиций в этот привлекатель­ ный район. Все с надеждой ждали разреше­ ния территориальной проблемы. Если по вопросам эксплуатации рыбных ресурсов в «серой зоне» стороны так или иначе с 1977 года договаривались на основе ежегодного распределения квот на вылов рыбы, то по «шельфовому» вопросу, по на­ стоянию Осло, они пошли по пути четкого разграничения пограничного участка. Бла­ годаря взаимным уступкам к середине 90-х годов дискуссия шла примерно о 15% (око­ ло 26 тысяч квадратных километров) спор­ ной территории шельфа. На сегодняшний день этот участок уменьшился еще вдвое. Тупик в территориальном споре отрав­ лял не только атмосферу российско-норвеж­ ских отношений, но и блокировал взаи­ мовыгодные нефтегазовые контракты, ибо вопросы морского права тесно увязаны с проблемой освоения российского нефтега­ 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz