Киселев, А. А. За нефтью Арктики : [документально-исторический очерк о предприятии «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР)] / А. А. Киселев ; [редкол.: О. С. Мнацаканян - пред. и др.]. - Мурманск : Рекламная полиграфия, 2007. - 198, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

600 миллионов тех, советских, рублей. Да еще перед этим вложило немалые деньги в развитие базы «Стройиндустрия» Главмур- манскстроя, чтобы они могли освоить те ка­ питальные вложения, которые «АМНГР» предлагала им на строительство жилья и объектов соцкультбыта. Кроме того, возве­ ли детские сады, два общежития на Кольс­ ком проспекте и общежитие на улице Тру­ довые Резервы, благоустроили Варничный ручей. Замахнулись даже на собственный университет и поселок на Лавне. Подумы­ вали о строительстве моста через залив. Но успели возвести лишь стены вуза и инфра­ структуру поселка. Грянувшая перестройка перечеркнула планы. Иногда казалось, что «Арктикмор­ нефтегазразведка» обречена на гибель. Но предприятие упрямо, вновь и вновь пред­ принимало попытки стать на ноги. В те тяжелые для «АМНГР» годы здесь научились подсчитывать рентабельность каждого шага. И если раньше главным было количество пробуренных скважин, то сей­ час —качество. На очень высокий уровень поставили предварительную сейсмическую работу, и теперь «пустых дырок» практи­ чески не было. Правда, и бурили не 3-4 , как прежде, а одну скважину в год. Перелом произошел, когда после дол­ гих переговоров государство все же дало «добро» на продажу ненужного имущества. Но продавали не бездумно, а лишь то, что требовало большого ремонта. Буровые суда «Валентин Шашин» и «Виктор Муравлен­ ко» сдали в долгосрочную аренду: работая на бразильском шельфе, они приносят не­ плохой доход своему предприятию. Теперь уже можно сказать, что испытание рыноч­ ной экономикой государственное унитарное предприятие «Арктикморнефтегазразведка» выдержало и научилось работать самосто­ ятельно. Конечно, без потерь не обошлось. От пя­ титысячного коллектива в результате вы­ нужденных сокращений остались тысяча триста человек. Из семи буровых установок остались на балансе три, из сорока единиц флота - только 29. Тем не менее, «АМНГР» твердо стала на ноги. Когда вопрос «быть или не быть?», на­ конец, был снят с повестки дня, занялись обновлением флота. Пока, конечно, не было возможности купить новые суда, но ремонт и модернизацию буровой установки «Мур­ манская» удалось завершить буквально на­ кануне юбилея. В это было вложено четыре миллиона долларов. Ремонт обошелся, конечно, недешево, зато, по словам главного инженера «АМНГР» Михаила Петровича Прокофье­ ва, производительность работ должна была повыситься на 15-20%. В условиях, когда море свободно ото льда лишь четыре меся­ ца в году, это дает солидный выигрыш во времени. Обслуживающий персонал буро­ вой получил возможность одновременно проводить несколько технологических опе­ раций - промывать скважину, вращая в то же время буровой инструмент, осуще­ ствлять его спуск-подъем, что особенно важно в критических ситуациях, прокла­ дывать горизонтальные скважины. Новое оборудование поступило в Мур­ манск в мае, и в течение двух месяцев спе­ циалисты «АМНГР», трудясь круглосуточ­ но, сами смонтировали его на буровой, под­ готовив к работе в Печорском море. На пер­ вых порах случались сбои, отказы, выяв­ лялись неисправности, но после ряда дора­ боток комплекс начал функционировать ус­ тойчиво. Хорошо зарекомендовала себя и установ­ ленная несколько ранее система очистки бу­ ровых растворов американского производ­ ства, позволившая снизить расход материа­ лов и химреагентов. Но на этом модерниза­ ция СПБУ не завершилась. По возвраще­ нии буровой на базу «АМНГР» на ней пла­ нировали провести еще ряд доработок: 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz