Киселев, А. А. За годом год... : история Мурманской области в документах, воспоминаниях, комментариях / А. А. Киселев. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 1999. - 323, [2] с.

А. А. Киселев. За годом год. Помимо восстановления рыбной промышленности, цветной металлур­ гии, энергетики и строительной базы, были в экономике послевоенной Мурман­ ской области еще две отрасли хозяйства, требующие постоянного внимания и заботы. Это железнодорожный и морской транспорт. На Кировской железной дороге приводилось в порядок путевое хозяй­ ство, шел ремонт разрушенных станционных построек, велась борьба за улуч­ шение технико-экономических показателей. Документ № 10 Отрывок из статьи “Передовые машинисты” Паровоз № 3507 прибыл в депо в запущенном состоянии. Машину ввери­ ли только что выдвинутому на должность старшего машиниста Афанасию Ивано­ вичу Файко... Молодой руководитель сразу же зарекомендовал себя требовательным в соблюдении всех технических правил. Он сам следил, чтобы вовремя и система­ тически производилась продувка дымогарных труб, чтобы огневая коробка со­ держалась в чистоте и устранялись парения. Теперь даже при пользовании низ­ косортных углей локомоти1 работает бесперебойно и не имеет недостатка пара. Результаты луниьокого ухода1 быстро дали свои плоды. Паровоз стал неузнаваемым. Он не требует межпоездного ухода и перевыполняет нормы про­ бега между промывками. День выборов в Верховный Совет СССР бригада т. Файко встречает от­ личной работой. В соревновании по депо она занимает одно из первых мест. За 20 дней января машинист и его помощник сэкономили свыше 1400 килограммов условного топлива. . Полярная правда. 1946. 25 января. О работе, проводившейся мурманскими моряками в Арктике, можно судить по газетной статье Б. Райфа. Документ № 11 Из корреспонденции Б. Райфа “Северный ветер” ...В девяти морях и двух океанах побывал ледокол “Северный ветер” за два года. Советские полярники и военные моряки хорошо знают этот мощный ледокол. Построенный в Америке по заказу Советского правительства, он с фев­ раля 1944 года плавает под флагом СССР. -Дизельный электроход “Северный ветер” сконструирован по последнему слову техники, - рассказывает командир корабля капитан III ранга Юрий Констан­ тинович Хлебников. - Он мореходен и обладает большим радиусом действия - может пройти, не заходя в порт, 30 тыс. миль, почти полтора раза обогнуть зем­ ной шар по экватору. Управление главными машинами ледокола выведено непо­ средственно на мостик. Успешной работе во льду способствуют удачные обводы корпуса при относительно малых габаритах. Лучше всего “Северный ветер” ведет себя в молодом годовалом льду. При мощности машин в 10 тыс. л. сил он фор­ сирует сплошной полутораметровый лед со скоростью пяти узлов... 1 Н. А. Лунин - машинист из Новосибирска; инициатор соревнования за новые методы эксплуатации паровозов. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz