Киселев, А. А. За годом год... : история Мурманской области в документах, воспоминаниях, комментариях / А. А. Киселев. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 1999. - 323, [2] с.

Военное лихолетье (1941-1945) Документ № 11 ...К концу 1941-42 гг. определились три направления морских сообщений между СССР и союзниками, по которым в Советский Союз поставлялось воору­ жение и другие грузы: северное (через Мурманск и Архангельск), тихоокеанское (через Владивосток, Николаевск-на-Амуре и Петропавловск-Камчатский) и иранское (через Персидский залив). Все они действовали до конца войны. Пер­ вое из них было наиболее выгодным, так как позволяло доставлять грузы в са­ мый короткий срок - за 10-14 суток. Незамерзающий Мурманский порт обеспечи­ вал перевозки круглый год. За время войны по северным морским коммуникаци­ ям прошло 29 процентов всех направленных в СССР судов, которые перевозили около 24% общего количества поставок союзников. Но в то же время северный морской путь был самым опасным, так как подвергался интенсивному воздей­ ствию немецкой авиации и флота. На севере внешние морские коммуникации Советского Союза связывали Мурманск и Архангельск с портами Англии, Канады и Соединенных Штатов Аме­ рики, внутренние пролегали между портами Кольского залива, Белого моря и Арктики. Значение внутренних морских путей в Заполярье определялось тем, что сухопутное сообщение здесь было крайне неразвитым и подавляющее большин­ ство перевозок в прибрежной полосе осуществлялось водным путем. Основная коммуникация фашистской Германии в зоне действий Северного флота пролега­ ла от Тромсе до портов Петсамо и Киркенес в Варангер-фьорде (400 миль). По ней в Германию доставлялось до 20 тыс. тонн никеля, или 65-70% ее годовой потребности в этом виде стратегического сырья. Кроме того, из портов Варангер- фьорда вывозилась железная руда, ежемесячная добыча которой в районе Кир- кенеса составляла до 30 тыс. тонн. По этой коммуникации осуществлялось также снабжение войск немецкой армии "Норвегия”, действовавшей на мурманском направлении. История второй мировой войны. 1939-1945 гг. Т. 4. М. 1973. С. 329. м Гоузы из Америки (танки, самолеты, автомобили, продо- Ч“ 4 вольствие и т . д.) шли в соответствии с законом о ленд-лизе. Ленд-лиз - э то система передачи США взаймы или в аренду во­ енной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегическо­ го сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам- союзникам по антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Поставки по ленд-лизу в СССР оценивались в 9,8 млрд. дол­ ларов. Первый караван (его кодовое название PQ-7B) пришел в Мур­ манск в рождественские дни (точнее -1 1 января 1942 г.). Затем один за другим пошли другие конвои. Сейчас есть конкретные цифры о грузах, шедших северным маршрутом. Только за первый год войны через Мурманск и Архан­ гельск прибыло о т союзников 1900 самолетов и более 2300 т а н ­ ков, что, по словам М. Н. Супруна, архангельского исследователя этой проблемы, примерно столько, сколько находилось в составе всех русских фронтов на начало 1942 года. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz