Киселев, А. А. За годом год... : история Мурманской области в документах, воспоминаниях, комментариях / А. А. Киселев. - Мурманск : НИЦ "Пазори", 1999. - 323, [2] с.

Военное лихолетье (1941-1945) Документ № 6 Справка о количестве людей и материалов, эвакуированных из Мурманской области за июнь-октябрь 1941 г. Наименование отделений Кировской ж/д Всего вагонов В том числе под перевозки оборудования и материалов под перевозки людей 5-е отделение 3640 2314 1326 6-е отделение 4856 3102 1754 ВСЕГО 8496 5416 3080 Вывезено 86 656 т материалов и оборудования. По данным исполкомов городских и районных Советов депутатов трудя­ щихся, эвакуировано 114 738 человек... Кроме этого, водным транспортом через Мурманский порт эвакуировано 9040 т материалов и оборудования, принадлежащего Главсевморпути, Нарком- флоту и Главрыбсудострою. Секретарь обкома ВКП(б) по транспорту Бокарев Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: Сб. документов и материалов. М., 1978. С 85-86. к,* Чтобы э ти цифры стали более понятными, добавим: население области в канун войны составляло 290-300 тыс. че- ловек, стало быть, было эвакуировано почти 40%: главный поток грузов шел через Мурманск (1454 вагона), с тан ­ цию Оленья (1560 вагонов) и Кандалакшу (1302 вагона); если взять средний состав эшелона в 40 вагонов, т о с терри­ тории Мурмана только с грузами ушло 135 поездов; значительная часть оборудования и людей вывозилась морем (в Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск). К сожалению, не обошлось при эвакуации без перехлестов. М. И. Старостину с большим трудом удалось предотвратить де­ монтаж трансформаторных подстанций и другого энергообору­ дования на железной дороге. А вывезенные в спешке механизмы и техника торгового порта (краны, трактора, автомобили) вскоре пришлось снова возвращать в Мурманск, когда пошли грузы по ленд-лизу. А между тем в области шло комплектование и обучение отрядов народ­ ного ополчения, приобретали боевой опыт подразделения истребителей, накап­ ливался опыт в дружинах МПВО. Сотни мурманчан сооружали оборонительные рубежи на подступах к Мурманску и Кандалакше, работали в военных госпита­ лях и на судоремонтных заводах. С каждым днем крепли связи фронта и тыла, о чем говорили письма с фронта. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz