Киселев, А. А. Война в Заполярье : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. А. Киселев ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. - Мурманск : Издательство ОНМЦСО, 1995. - 220, [1] с. : ил.

к Полярному и на Рыбачий, людское подкрепление, боеприпасы, продовольствие и фураж. На линии Мурманск- Озерко (на полуострове Рыбачий) постоянно курсировал буксирный пароход "Кола" под командованием 3. И. Ха­ барова. Небольшое судно речного типа, с мотором мощностью всего 400 лошадиных сил, не раз попадало под огонь немецких батарей, установленных на побережье. Десятки раз налетали вражеские самолеты. Но Зосима Иванович умело маневрировал при обстрелах и всякий раз уводил буксир из-под ударов бомб и снарядов. Баржи с людьми и техникой "Кола" доставляла к защитникам Рыбачьего невредимыми. Это была ощутимая помощь морякам-североморцам. Работа, которая формально называлась каботажным плаванием, а, по существу, являлась боевой службой, стала в те дни нормой для моряков торгового флота. Военно-мобилизационная работа первых месяцев войны может быть охарактеризована следующими цифрами: в армию и на флот военкоматы Кольского полуострова призвали более 50000 человек (в среднем каждого шестого жителя области), из 70-ти рыболовных траулеров в состав Военно-Морского Флота влились 50. а строительные организации передали "Оборонстрою" всю технику и значительное количество кадров. Тысячи мурманчан отправились на строительство оборонительных рубежей. На подступах к Мурманску - между Западной Лицей и Кольским заливом - появилось четыре линии обороны - с дотами, ходами сообщения и землянками, минными полями и проволочными заграждениями. На кандалакшском направлении было сооружено пять укрепленных рубежей. Их строительством занимались 20000 человек. Среди рабочих было много пожилых людей, женщин и подростков. Большинство - из Архангельской области. Строить в скальном грунте (на вершинах и склонах сопок) или в болотистых местах (низинах и долинах) наблюдательные пункты, штабные помещения, склады, полевые госпитали и дороги было очень трудно. Каждый мешок цемента, каждое бревно или доску приходилось доставлять за десятки километров, причем не только на машинах и лошадях, но отчасти и на своих плечах. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz