Киселев, А. А. Война в Заполярье : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. А. Киселев ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. - Мурманск : Издательство ОНМЦСО, 1995. - 220, [1] с. : ил.

мировой войны была значительной по площади территорией с четко выраженной производственной инфраструктурой1. Вместо шняк и ел рыбаки промышляли рыбу на крупных сейнерах и траулерах. Появились предприятия рыбообрабатывающей и судоремонтной промышленности. Только в Мурманске работали три судоремонтных завода. Один принадлежал рыбакам, другой - Наркомату морского флота, третий - Главсевморпути. Была реконструирована лесная промышленность. Новые лесозаводы появились в Кировске, Мончегорске, Кандалакше, Мурманске, а лесопильные заводы в Умбе и Ковде перестроили. Значительная часть продукции этих предприятий шла на экспорт. На Кольском полуострове возникли новые отрасли промышленности государственного (союзного) значения - горно-химическая (в том числе апатитовая), медно-никелевая, энергетическая, машиностроительная, судоремонтная и т. д. Выделилось в самостоятельную отрасль хозяйства строительное производство. Возникли крупные тресты - "Мурманпищестрой", "Мурманскморстрой", "Кольстрой" - со своими отрядами строителей, базами, механизмами. С переходом на каменное (кирпичное) строительство возникла проблема сооружения своих кирпичных заводов. И их стали строить везде, где была глина: в Кильдинстрое, Шонгуе, на Фадеевом ручье, в Ваенге. Важное значение уделялось транспорту, о чем мы уже сказали. В заключение подчеркнем еще один момент, связанный с морским транспортом: Мурманск перед войной стал базой ледокольного флота и (в отличие от Архангельска) открытыми круглый год воротами в Арктику. Все это рассказано для того, чтобы показать, что Кольское Заполярье в тридцатые годы уже было "не краем непуганых птиц", а развитым промышленным регионом, интересовавшим многие западные страны - Финляндию, Норвегию, Швецию, США, Англию, Германию, Италию. 1 Инфраструктура - составная часть общего устройства общественно- политической и экономической жизни, обеспечивающая нормальную деятельность общества в целом. Экономическая инфраструктура - это транспорт и связь, жилье и коммунальное хозяйство, образование и подготовка кадров и т. д. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz