Киселев, А. А. Война в Заполярье : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. А. Киселев ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. - Мурманск : Издательство ОНМЦСО, 1995. - 220, [1] с. : ил.

И потому перевозки грузов и людей осуществлялись в основном железнодорожным транспортом. Кировская железная дорога (на Западе ее по-прежнему звали Мурманской) связывала Кольский полуостров с центром страны через Петрозаводск и Ленинград. Нужно отдать должное И. В. Сталину, правительству СССР, Наркомату обороны и Генштабу: они уделяли железнодорожному строительству на Севере самое пристальное внимание. Благодаря этому, во-первых, началось сооружение железной дороги от станции Обозерская до Беломорска. Эта дорога спасала Карельский фронт, Северный флот и Кольский полуостров в течение всей войны. Во-вторых, закончилась электрификация Мурманского отделения Кировской железной дороги. Ее северный участок от Кандалакши до Мурманска был переведен на электровозную тягу. В результате исчезла необходимость завозить уголь для паровозов со Шпицбергена или из Донбасса. Изжила себя и проблема водокачек. Электровозы были и мощнее и надежнее паровозов. Электричество они получали от системы "Колэнерго", созданной в тридцатые годы. В-третьих, силами заключенных к границе с Финляндией были построены две железнодорожные ветки - от станции Белое море до Алакуртти и от станции Пинозеро до Ковдозера. Причем вторая - от Пинозера до Ковдозера - была сдана в эксплуатацию 21-22 июня 1941 года. И, наконец, не надо забывать о тех подъездных путях, что в годы предвоенных пятилеток были подведены к основной магистрали от вновь возникших городов и предприятий. Это Апатиты - Кукисвумчорр, Оленья - Мончегорск, Кола - Мурмаши, Мурманск - Ваенга. Был разработан проект постройки железной дороги к Поною, сооружать ее начали только после войны, но так и не достроили. Что касалось грунтовых дорог, то, хотя их на Кольском полуострове было немало, военно-стратегическое значение имели лишь две: Мишуковская (от деревни Мишуково на западном берегу Кольского залива к селению Титовка) и Алакурттинская (от Кандалакши на запад). Таким образом, Мурманская область в канун второй 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz