Киселев, А. А. Война в Заполярье : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. А. Киселев ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. - Мурманск : Издательство ОНМЦСО, 1995. - 220, [1] с. : ил.

апатитовая. Комбинат ежегодно отправлял на суперфосфатные заводы страны по миллиону тонн концентрата, из которого получали первоклассные фос­ форные удобрения для российских и украинских полей. В Мончегорске в канун войны появилось медно­ никелевое производство. Комбинат "Североникель", официально пущенный в строй в октябре 1938 года, через четыре месяца дал первую продукцию. Медь и никель (а чуть позднее стали получать и кобальт) были крайне нужны государству для укрепления обороноспособности: медь использовалась в электротехнической промышленности, а никель - в производстве специальной стали для пушек, для получения танковой брони и изготовления корпусов подводных лодок. Попутно скажем, что Гитлер и его окружение, говоря о Кольском полуострове, всегда подчеркивали важность именно этих двух элементов, особенно необходимых для ведения войны, - никеля и меди. И была еще одна отрасль в довоенной Мурманской области, которая бурно развивалась, - это энергетика, сначала тепловая (ТЭЦ в Кировске и Мурманске), затем гидроэлектрическая (НиваГЭС-2 и Нижнетуломская ГЭС; НивуГЭС-1 построили позднее). Без электричества нельзя было развивать экономику, внедрять механизацию, осваивать новые энергоемкие производства (никеля в Мончегорске, алюминия в Кандалакше). Созданные до войны энергетические мощности спасли Кольский полуостров в 1941-1945 годах - они давали не только свет и тепло Мурманску и другим городам, но и были источником силы для движения электровозов на железной дороге, станков на судоремонтных заводах, портальных кранов в портах и т. д. Из всех видов транспорта сегодняшнего дня (автомобильный, авиационный или воздушный, морской и железнодорожный) тогда был развит только железнодорожный. Морской транспорт находился в стадии становления - Мурманское морское пароходство возникло лишь в сентябре 1939 года. Автотранспорт был слаб из-за недостатка машин и отсутствия дорог, а воздушный флот развивался только в военном направлении. II

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz