Киселев, А. А. Война в Заполярье : учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А. А. Киселев ; Мурм. обл. науч.-метод. центр системы образования. - Мурманск : Издательство ОНМЦСО, 1995. - 220, [1] с. : ил.

силы врага, сорвали готовившееся наступление гитлеровских войск на Мурманск. На отдельных направлениях они продвинулись от 5-ти до 12-ти км. Фашистское командование, чтобы остановить продвижение войск 14-й армии, вынуждено было ввести в бой все свои резервы..." Более короткий и безапелляционный вывод сделали военные историки: они назвали апрельско-майскую операцию безрезультатной1. § 3. В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ Когда был создан Карельский фронт (23 августа 1941 года), командующим его военно-воздушными силами назначили генерал-майора Т. Т. Хрюкина, а начальником штаба - полковника И. М. Соколова. В тот период войны в 14-й армии имелось всего 84 самолета, причем исправных только 54. Оба военачальника видели явное преимущество противника, который имел в полтора-два раза больше самолетов, чем 14-я армия и Северный флот вместе взятые. А по бомбардировщикам превосходство было почти трехкратным (в распоряжении Карельского фронта - 70, у немцев - 200). Однако истребителей советская сторона имела больше. Армейские авиаторы во взаимодействии с морскими помогали сухопутным войскам оборонять Заполярье. Только за первые полгода войны они, по подсчетам И. М. Соколова, совершили 15000 боевых вылетов, провели 250 воздушных боев и сбили в них 124 самолета врага. Еще 37 самолетов уничтожили на аэродромах. В 1942 году 5-й воздушный флот Германии продолжал усиливаться: если в феврале на аэродромах Северной Норвегии и Финляндии базировались 135 самолетов, то в октябре - уже 545. Правда, к тому времени и наша авиация стала получать новую технику: истребители (сначала МНГ-3. ЛАГГ-3, а затем ЯК-9, ЛА-5), бомбардировщики Пе-2. 1История второй мировой войны .1939-1945. Т. 5. С. 141. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz