Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

Г Л А В А В Т О Р А Я ИНТЕРВЕНЦИЯ НА МУРМАНЕ (1918-1920 гг.) Предыстория Грозный восемнадцатый ГОД. Труд- интервенции ные перВые месяцы молодой Совет­ ской Республики. Голод, холод и разруха в городе, нище­ та и запустение в деревне. Р а з в ал старой армии и р а з ­ бойничий натиск империалистов. Тяж ел ая обстановка сложилась и на Мурмане. Еще с осени хлынул поток отъезжающих с Кольского полу­ острова. В связи с окончанием сроков контрактов у е зж а ­ ли рабочие, сооружающие железную дорогу. Их часто звали «достроечниками», ибо хотя Мурманская железная дорога и была сдана в эксплуатацию и по ней кое-как ходили поезда, но достройка все еще продолжалась. Уез­ жали из Мурманска солдаты, так как их части расфор ­ мировывались. Зимой началась демобилизация флота. Корабли ставились на консервацию. В числе строителей, солдат, матросов уезжали и большевики. Не легко было в первую советскую зиму на юге Коль­ ского полуострова. Не хватало продовольствия — не обеспечивались д аж е минимальные нормы пищевого д о ­ вольствия. В связи с сокращением производства и при­ бытием демобилизованных солдат в поселках росла без­ работица. Дело доходило до того, что солдаты с оружием захватывали рабочие места на лесозаводах — там, где эти солдаты трудились раньше. И их можно было понять: люди истосковались по работе, а сфера приложения тру ­ да из-за бойкота капиталистов сокращалась. Из центра приходила редкая и не всегда ясная инфор­ мация. Шумел, волновался народ: что делать? Почему флот встает на прикол? Как будет решен продовольст­ венный и топливный кризис в Мурманске? А тут еще из Петрограда, из средней полосы России шли поезда с подозрительной публикой. Сюда, на окраину, ближе к морю, откуда нет-нет да и уходили пароходы в З а п а д ­ 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz