Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

не смещенный Советским правительством с этого поста до самой своей смерти) имел очень широкие права. Наконец, давал себя знать и недостаточный опыт по­ литической и организаторской работы большинства ру­ ководителей Совета, Центромура, Совжелдора, в том числе и большевиков. Все это усложняло работу Совета и других органи­ заций, которые в своих действиях допускали иногда не­ последовательность, колебания и ошибки. Примером мо­ жет служить излишняя доверчивость к старым чиновни­ кам и офицерам. Это проявилось при решении вопроса о реорганизации штаба Главномура. 21 ноября 1917 г. Кольская флотская рота постанови­ ла: «Требовать от Совета рабочих и солдатских депута­ тов немедленно реорганизовать штаб Главномура...»1. На следующий день такое же решение приняли команды миноносцев «Бесстрашный», «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», «Бесшумный» и дивизион траль ­ щиков, 24 ноября — матросы заградителя «Уссури», а 2 декабря — Александровская флотская рота. Но, к сожалению, требования матросов не были вы­ полнены. Руководители Совета и Центромура, занятые массой текущих дел и проявляя чрезмерную доверчи­ вость, не прислушались к мнению матросов и солдат и не провели реорганизацию штаба, ставшего впослед­ ствии сборным пунктом контрреволюции. Демократические организации Мур- социа!шстические мана ~ Совет- Центромур и Совжел- преобразования Д°Р — Л°Д руководством большеви­ ков с первых дней революции нача­ ли активно проводить в жизнь декреты Советской власти, осуществлять социалистические преобразования. Триумфальное шествие Советской власти по Коль­ ской земле было завершено в течение нескольких недель. Власть рабочих и крестьян утвердилась на всей линии Мурманской железной дороги, в далеких становищах побережья и саамских погостах кольской тундры. В ноябре 1917 г. был переизбран Мурманский Совет рабочих и солдатских депутатов. В него вошли 120 депу­ татов от Александровска, Колы, Кандалакши , Кеми, других станций железной дороги и населения Мурман ­ 1 Борьба за установление... стр. 102. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz