Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.
этого года все работы по сооружению и окончательному оборудованию линии должны быть закончены во что бы то ни стало, что потребует напряженного кипучего тру да каждого из нас без потери хотя бы единого дня. По этому, обеспечив вам, сообразно вашим законным ж е л а ниям, улучшенные условия труда и его оплаты, я прошу вас относиться с должной терпимостью к существующей уже организации работ... Во имя лучшего будущего н а шей Родины, во имя завоеванной свободы... ожидаю от вас упорной, разумной, спокойной работы»1. Однако кроме громких фраз и пустых обещаний р а бочие ничего не получили. По-прежнему были перебои со снабжением, ухудши лось качество хлеба, не хватало обуви и инструмента. Осенью 1917 г. на IX и X участках Мурманской ж е лезной дороги скопилось около 10 тыс. рабочих, а жилья не х в а т а л о 2. Очень тяжело было с одеждой. Только для первой дистанции VIII участка требовалось 1000 пар валенок, 500 полушубков, 500 пар сапог, 2000 пар теплого белья. Экономический хаос, бесхозяйственность, падение во енной и трудовой дисциплины, перспектива голода вы звали пессимизм и усталость в настроении местного н а селения, чувствующего приближение неминуемой к а т а строфы. Именно об этом в общероссийском масштабе писал в сентябре 1917 г. В. И. Ленин: «Капиталисты умышленно и неуклонно саботируют (портят, останавли вают, подрывают, тормозят) производство, надеясь, что неслыханная катастрофа будет крахом республики и д е мократизма, Советов и вообще пролетарских и крестьян ских союзов, облегчая возврат к монархии и восстанов ление всевластия буржуазии и помещиков»3. К осени 1917 г. на Мурмане значи- Большевики на Мурмане . тельно выросли активность и в л и я ние большевиков. Первая большевистская организация возникла весной 1917 г. в Кандалакше. Один из ее о р ганизаторов Н. Д. Курасов в отчете писал: 1 ЦГА КАССР, ф. 1710, on. 1, д. 2/22, л. 318. 2 ПАМО КПСС, ф. 1, оп. 4, д. 24, л. 10. На территории Кольско го полуострова находились четыре участка строительства Мурман ской железной дороги: VII (Кандалакша-—Тикозеро), VIII (Белый— Куна), IX (Куна—Лопарская), X (Лопарская—Мурманск). 3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 155. 35 2*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz