Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

этого года все работы по сооружению и окончательному оборудованию линии должны быть закончены во что бы то ни стало, что потребует напряженного кипучего тру ­ да каждого из нас без потери хотя бы единого дня. По ­ этому, обеспечив вам, сообразно вашим законным ж е л а ­ ниям, улучшенные условия труда и его оплаты, я прошу вас относиться с должной терпимостью к существующей уже организации работ... Во имя лучшего будущего н а ­ шей Родины, во имя завоеванной свободы... ожидаю от вас упорной, разумной, спокойной работы»1. Однако кроме громких фраз и пустых обещаний р а ­ бочие ничего не получили. По-прежнему были перебои со снабжением, ухудши­ лось качество хлеба, не хватало обуви и инструмента. Осенью 1917 г. на IX и X участках Мурманской ж е ­ лезной дороги скопилось около 10 тыс. рабочих, а жилья не х в а т а л о 2. Очень тяжело было с одеждой. Только для первой дистанции VIII участка требовалось 1000 пар валенок, 500 полушубков, 500 пар сапог, 2000 пар теплого белья. Экономический хаос, бесхозяйственность, падение во­ енной и трудовой дисциплины, перспектива голода вы­ звали пессимизм и усталость в настроении местного н а ­ селения, чувствующего приближение неминуемой к а т а ­ строфы. Именно об этом в общероссийском масштабе писал в сентябре 1917 г. В. И. Ленин: «Капиталисты умышленно и неуклонно саботируют (портят, останавли ­ вают, подрывают, тормозят) производство, надеясь, что неслыханная катастрофа будет крахом республики и д е ­ мократизма, Советов и вообще пролетарских и крестьян­ ских союзов, облегчая возврат к монархии и восстанов­ ление всевластия буржуазии и помещиков»3. К осени 1917 г. на Мурмане значи- Большевики на Мурмане . тельно выросли активность и в л и я ­ ние большевиков. Первая большевистская организация возникла весной 1917 г. в Кандалакше. Один из ее о р ­ ганизаторов Н. Д. Курасов в отчете писал: 1 ЦГА КАССР, ф. 1710, on. 1, д. 2/22, л. 318. 2 ПАМО КПСС, ф. 1, оп. 4, д. 24, л. 10. На территории Кольско­ го полуострова находились четыре участка строительства Мурман­ ской железной дороги: VII (Кандалакша-—Тикозеро), VIII (Белый— Куна), IX (Куна—Лопарская), X (Лопарская—Мурманск). 3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 155. 35 2*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz