Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

инженер Т. И. Гярбасова и мастер электропечи Д. И. В а ­ ганов. Слиток первого никеля был отослан в Мурманск, в подарок II областной партийной конференции. В марте 1940 г. М. М. Царевский рапортовал III об ­ ластной партийной конференции, что комбинат освоил производство кобальта. В октябре 1940 г. Мончегорская газета «Северный ме­ таллург» писала: потребителям отгружен первый вагон электролитного никеля, комбинат полностью освоил про­ цесс плавки кобальта. Но это было лишь начало. Перед войной на Монче­ горской комбинате вступили в строй новые цехи. Метал ­ лурги Мурманской области стали давать чистый никель, черновую медь и кобальт. Изо дня в день улучшалось к а ­ чество продукции. Накапливали опыт молодые кадры: у конверторов и электропечей стояли бывшие землеко­ пы, а у электролизных ванн — бывшие уборщицы. Когда в 1940 г. в Монче-тундру вновь приехал А. Е. Ферсман, он не узнал знакомых мест. Вот что он тогда написал: «Сомнения остались в прошлом. Растет красивейший город Союза — Мончегорск... вырастает там, где на курьих ножках стоял сарайчик старого саама Архипова, где на Лумболке имела свою избушку его се­ стра Матрена, где нетронутой белела целина сплошного ягельного мха»1. В годы третьей пятилетки трудящиеся Кольского по­ луострова успешно выполняли указания XVIII съезда партии о превращении Северного морского пути в нор­ мально действующую магистраль. В 1939 г. впервые в ис­ тории полярных плаваний ледокол «Сталин» за одну навигацию прошел Северным морским путем до бухты Провидения и вернулся в Мурманск, проведя 18 судов. Успешно прошла зверобойная кампания 1939 г.2. В нави­ гацию 1940 г. все мурманские корабли, совершив по 2—3 рейса, возвратились из Арктики без ледовых поврежде­ ний. В том году в составе Мурманского морского п аро ­ ходства было 23 парохода. Трудящиеся Кольского полуострова выполнили и дру ­ гое задание третьей пятилетки: закончили в 1939 г. элек­ трификацию северного участка Кировской железной до- 1 А. Е. Ферсман. Воспоминания о камне. М., 1958, стр. 79—80. 2 ПАМО КПСС, ф. 232, on. 1, д. 1, л. 42. 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz