Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

12 декабря 1939 г. стало исторической датой для судо­ строителей Мурмана. В тот день судоверфь Наркомрыбпрома (директор П. В. Сапанадзе) спустила со стапелей свой первый трау ­ лер «Михаил Громов». Одной из сложных задач, стоявших перед тралфло- том в предвоенные годы, было освоение новых промыс­ ловых районов. Удельный вес рыбы, добытой в новых районах, в об ­ щем улове тралового флота увеличивался из года в год. В 1936 г. он составлял 3%, в 1937 г. — 12%, в 1939 г. — уже 28%. В 1939 г. почти четвертая часть всей выловленной мурманскими судами рыбы приходилась на район, неза­ долго до этого открытый капитаном И. Н. Демидовым. Ценность Демидовской банки заключалась в том, что там ловилось много окуня. Так, в 1939 г. в этом районе было выловлено почти 65% годовой добычи морского окуня *. Перед самой войной мурманские капитаны доказали возможность успешного промысла еще в ряде районов: на Мурманском языке, на так называемой «Новой бан ­ ке», в восточной части Баренцева моря, у берегов Новой Земли, у самых Карских Ворот. Этот район также стал объектом детального изучения работников ПИН РО и к а ­ питанов поисковых траулеров. Во флоте продолжалось освоение новых типов судов и методов лова. В 1940 г. Мурманская судоверфь Н а род ­ ного комиссариата рыбной промышленности завершила постройку двух траулеров — РТ-101 «Иван Папанин» и РТ-102 «Валерий Чкалов» (третий корабль — РТ-103 «Победа» сошел со стапелей в годы войны) 2. Рыбаки начали осваивать пелагический трал. Первые же испыта­ ния дали обнадеживающие результаты. Успешно шло т акже освоение эхолотов. С каждым годом росло и ширилось береговое хозяй ­ ство тралового флота. Перед войной в состав подсобных предприятий тралфлота входили траловотакелажная м а ­ стерская, где работали 270 человек3, манометрическая, 1 «•Полярная правда», 23 августа 1940 г. 2 ПАМО КПСС, ф. 1, on. 1, д. 56, л. 6 об. 3 В 1940 г. мастерская изготовила 1083 трала, около 10 тыс. дрифтерных сетей и более 140 тыс. кв. м запасных пластин. 300

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz