Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

освоение нового вида промысла. Много потребовалось труда, сил, знаний, упорства, чтобы достичь результатов. Но моряки Мурмана с честью справились с этой задачей. З а образцовую, стахановскую работу, успешное осво­ ение техники рыбного лова и высокие производственные показатели 2 апреля 1939 г. десятки работников рыбной промышленности Мурмана получили правительственные награды. Среди награжденных орденом Ленина были капитан РТ-29 «Киров» А. И. Стрельбицкий, капитан рефрижератора «Комсомолец Арктики» Д. А. Бурков, помполит Б. Г. Куликов, начальник «Главсеврыбы» Н. Е. Скорняков, матрос траулера «Киров» И. В. Старо­ войтов, кочегары траулера «Двина» Н. Ф. Бусленко и А. А. Виноградов. Впервые в истории северного рыбного промысла в до ­ военные годы для обнаружения рыбных косяков стали использоваться самолеты. На авиаразведку вылетали два гидросамолета и одна амфибия. Обычно в рейс от­ правлялись вчетвером: летчик, бортмеханик, представи­ тель ПИНРО и промысловик. Уходили в море, а затем выписывали синусоиду на высоте 600—700 м, со средней скоростью 170 км/ч. Первые неудачи не обескуражили рыбаков и ученых. В ясные осенние дни (это было в 1938 г.) авиаразведка полностью оправдала се­ бя. Наблюдатели нашли немало рыбных косяков, тут же они сообщали по радио координаты и н а ­ водили траулеры. Во втором году третьей пятилетки жизнь поставила перед моряками Мурманского тралового флота еще бо­ лее ответственные и весьма сложные задачи. Во-первых, нужно было усилить оперативное руко­ водство траулерами флота, чтобы быстро и четко ре­ шать почти все вопросы промысла непосредственно в мо­ ре. Д ля этого создавался институт флагманских капита­ нов — на эту работу были выдвинуты капитаны-стаха­ новцы М. И. Кузнецов, Л. М. Шуньгин, С. Г. Пайкачев, А. Г. Романов, В. А. Егоров. Во-вторых, необходимо было добиться неукоснитель­ ного соблюдения промыслового режима всеми корабля­ ми. По нормативам ежесуточное время траления опреде­ лялось тогда в 13,5 часа. Но успехи передовых трауле­ ров объяснялись как раз тем, что их экипажи увеличили время траления до 17— 18 часов в сутки. Однако ряд 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz