Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.
суда в устья великих сибирских рек — Оби, Енисея, Л е ны, Колымы. В августе 1933 г. под руководством О. Ю. Шмидта из Мурманска уходила экспедиция на легендарном пароходе «Челюскин». В 1934 г. Мурманск торжественно встречал ледокол «Ф. Литке», прошедший за одну навигацию путь из Владивостока Северным мор ским путем. На следующий год этот подвиг повторили обычные торговые пароходы «Анадырь» и «Сталинград». Они до ставили грузы из Владивостока, по пути сняли с зимовок полярников, среди которых был И. Д. Папанин, возвра щавшийся с мыса Челюскин. Не легко было Мурманску снаряжать полярные экс педиции. Обычно за короткую летнюю навигацию пред стояло погрузить в трюмы десятки тысяч пудов различ ных грузов. На погрузку выходило все взрослое населе ние города, краснофлотцы и красноармейцы. Работали круглосуточно. Дорог был каждый час. Арктика не могла ждать. Чтобы выполнить всевозраставшие задачи по снаря жению Карских, Ленских, Колымских экспедиций, по обеспечению арктических навигаций, Мурманский ок ружном ВКП (б ) ходатайствовал перед Советским прави тельством о помощи Мурманскому п о р т у 1. Реконструк ция порта началась во второй пятилетке. Большую по мощь в организации этих работ ока зал Ленинград. З а годы второй пятилетки Мурманское управление Главсевморпути превратилось в крупную хозяйственную единицу. В 1937 г. управление направило 44 судна с об щим грузом 44 650 тонн2. Освоение Арктики, регулярные рейсы на Шпицбер ген, торговые связи с Европой увеличили объемы работы Мурманского порта, сделали его важным звеном в н а родном хозяйстве Кольского Севера. Порт непрерывно рос — его грузооборот только з а годы второй пятилетки увеличился более чем в два р а з а 3. Но Арктику одолеть было не легко, на ее освоение нужны были время, техника (ледоколы, самолеты, метео станции и т. д.). В навигацию 1937 г. в Ледовитом океане зазимовало 26 пароходов, в том числе много 1 ПАМО КПСС, ф. 2, on. 1, д. 1925, л. 67. 2 Там же, ф. 431, on. 1, д. 4, л. 456. 3 Очерки истории Мурманской организации КПСС, стр. 194. 253
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz