Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

Накапливался опыт, формировались квалифицирован­ ные к а д р ы '. Судоремонт становился индустриальной от­ раслью народного хозяйства Мурмана. В годы второй пятилетки была перестроена рыбооб­ рабатывающая промышленность. В 1928 г. рыбообработ­ чики Мурманска давали лишь три вида продукции: соле­ ную рыбу, клипфиск, рыбий жир; в 1937 г. — уже 62 ви­ да. Накануне первой пятилетки на рыбообработке было занято 82 человека, в конце второй пятилетки — 2881 человек. В 1934 г. в состав рыбокомбината входили 8 заводов и 4 самостоятельных цеха, ежедневно отгружавших по 30—40 вагонов рыбопродукции. По-стахановски работа­ ли на рыбокомбинате укладчица О. Н. Ефимова, закатчи- ца М. А. Круглова, работницы посольного завода В. Е. Ячменева, М. В. Бушуева, Т. А. Кузнецова. Росла добыча рыбы на Мурманском и Терском бере­ гу. Рыболовецкие колхозы создали и укрепили организа­ ционную и материально-техническую базу. Но море не легко отдавало «свои дары». 3 апреля 1936 г. внезапно налетевший шторм разбил 6 мотоботов, 17 ёл, 2 парусни­ ка. Погибло 32 рыбака, без вести пропало 46. В числе погибших были колхозный бригадир В. П. Пономарев, капитан мотобота «Смелый» П. Г. Калмыков и другие известные рыбному Мурману люди 2. Мурманск и Арктика Мурманск с первых лет своего су­ ществования являлся опорным пун­ ктом Северного морского пути. Здесь снаряжались суда многих полярных экспедиций. Отсюда они уходили в дол ­ гие плавания по Ледовитому океану, доставляя в Арк­ тику людей, хлеб, оборудование. Сюда корабли приходи­ ли из Арктики — израненные льдами, с полными груза­ ми леса и пушнины, с возвращающимися полярниками. В декабре 1932 г. Советское правительство создало Главное управление Северного морского пути (Главсев- морпуть) 3. Возглавил его видный советский ученый, гео­ граф и путешественник академик Отто Юльевич Шмидт, который не раз бывал в нашей области. Со второй пятилетки Мурманск стал постоянной б а ­ зой Главсевморпути. Из Кольского залива отправлялись 1 ПАМО КПСС, ф. 2, on. 1, д. 2201, л. 49. 2 <г Полярная правда», 8 апреля 1936 г. 3 «Известия», 21 декабря 1932 г. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz