Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.
в твердую льдинку, а трал застыл на палубе. Тралмей стер с помощниками обливали разорванное место горя чей водой и только после этого могли зашивать трал. Чтобы руки меньше мерзли на ветру, их обмазывали спе циальной смесью из жира и тавота. Пока латали по вреждения, ветер крепчал. Вскоре начался одиннадцати балльный шторм, пришлось лечь в дрейф. Все было бы ничего — такое и раньше бывало, — но капитан заметил, что температура воздуха угрожающе падает. Было минус шесть, затем — минус десять, и вот — шестнадцать градусов. Вода, захлестывавшая палубу, не успевала вся стекать обратно. Мороз схваты вал ее, и она оставалась в виде тоненькой ледяной ко рочки на корабле. Каждый следующий вал наращивал толщину этого панциря. Обледенение! Аврал! А шторм продолжался. Вся команда, вооружившись лопатами, топорами, ломиками, бросилась скалывать лед. Чтобы не угодить в море, матросы привязывались и продолжали долбить лед. Но мороз и ветер были силь нее людей. К ночи «Судак» имел какой-то фантастиче ский вид. Надстройки и командирский мостик стали айс бергом, глыбы льда висели на месте сигнальных фона рей, ванты и штаги стали ледяными массами. И самое страшное — под тяжестью многотонного льда судно ста ло терять остойчивость. Траулер тяжело ложился то на левый, то на правый бок. Капитан мучительно искал выход из положения. Вот как об этом вспоминал сам Бурков: «Выход должен быть... Выход надо найти — настойчиво билась в моей голове мысль. И чем серьезнее становилось положение корабля и команды, тем быстрее проносились передо мной десятки различных комбинаций, планов, проек тов»1. Наконец капитан нашел правильное решение и не те ряя времени скомандовал: «Качать воду в левый коффер д а м 2!» В тех условиях это являлось единственно пр а вильным распоряжением. Через несколько часов ветер стал стихать. Команда выкачала воду, развернула трау лер носом на волну, и опять застучали ломы, пешни и т о поры. Еще 18 часов, не отдыхая ни минуты, скалывали 1 На траулерах в Баренцевом море. М.-—Л., 1946, стр. 97. 2 Коффердам — водонепроницаемый отсек, расположенный вдоль борта. 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz