Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

в твердую льдинку, а трал застыл на палубе. Тралмей ­ стер с помощниками обливали разорванное место горя­ чей водой и только после этого могли зашивать трал. Чтобы руки меньше мерзли на ветру, их обмазывали спе­ циальной смесью из жира и тавота. Пока латали по­ вреждения, ветер крепчал. Вскоре начался одиннадцати­ балльный шторм, пришлось лечь в дрейф. Все было бы ничего — такое и раньше бывало, — но капитан заметил, что температура воздуха угрожающе падает. Было минус шесть, затем — минус десять, и вот — шестнадцать градусов. Вода, захлестывавшая палубу, не успевала вся стекать обратно. Мороз схваты­ вал ее, и она оставалась в виде тоненькой ледяной ко­ рочки на корабле. Каждый следующий вал наращивал толщину этого панциря. Обледенение! Аврал! А шторм продолжался. Вся команда, вооружившись лопатами, топорами, ломиками, бросилась скалывать лед. Чтобы не угодить в море, матросы привязывались и продолжали долбить лед. Но мороз и ветер были силь­ нее людей. К ночи «Судак» имел какой-то фантастиче­ ский вид. Надстройки и командирский мостик стали айс­ бергом, глыбы льда висели на месте сигнальных фона­ рей, ванты и штаги стали ледяными массами. И самое страшное — под тяжестью многотонного льда судно ста­ ло терять остойчивость. Траулер тяжело ложился то на левый, то на правый бок. Капитан мучительно искал выход из положения. Вот как об этом вспоминал сам Бурков: «Выход должен быть... Выход надо найти — настойчиво билась в моей голове мысль. И чем серьезнее становилось положение корабля и команды, тем быстрее проносились передо мной десятки различных комбинаций, планов, проек­ тов»1. Наконец капитан нашел правильное решение и не те­ ряя времени скомандовал: «Качать воду в левый коффер ­ д а м 2!» В тех условиях это являлось единственно пр а ­ вильным распоряжением. Через несколько часов ветер стал стихать. Команда выкачала воду, развернула трау ­ лер носом на волну, и опять застучали ломы, пешни и т о ­ поры. Еще 18 часов, не отдыхая ни минуты, скалывали 1 На траулерах в Баренцевом море. М.-—Л., 1946, стр. 97. 2 Коффердам — водонепроницаемый отсек, расположенный вдоль борта. 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz