Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.
исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов стан ции Имандра в марте 1917 г. решались вопросы о введе нии 8-часового рабочего дня, об организации милиции для охраны железной дороги, о создании столовой для рабочих, о санитарном состоянии поселка, о проведении революционных праздников Аналогичные вопросы с т а вили и другие Советы Мурмана. Большевикам, входившим в состав Мурманского, Кандалакшского, Александровского Советов, приходи лось бороться на два фронта: против контрреволюцион ного офицерства и буржуазии и против эсеро-меньше- вистских соглашателей. Но за большевиками стояли тру дящиеся, революционные матросы и солдаты; это облег чало проведение демократических преобразований. Н а Мурмане стали создаваться профсоюзные органи зации. Весной 1917 г. на Мурманской железной дороге явочным порядком повсеместно был введен восьмичасо вой рабочий день. Профсоюз железнодорожников потре бовал от руководства дороги строго соблюдать поста новление о восьмичасовом рабочем дне, предложил не допускать сверхурочных работ без согласия рабочих и без дополнительной оплаты. Профсоюз лесообработ- чиков ввел на лесопильных заводах рабочий контроль, начал борьбу с саботажем владельцев предприятий, не желающих выполнять указания Советов2. В апреле 1917 г. состоялось общее собрание рабочих и служащих Мурманстройки, на котором было органи зовано отделение профсоюза железнодорожников-строи- телей. 25 апреля рабочие, солдаты и служащие Мурман ского района железной дороги выразили недоверие управлению Мурманстройки. В резолюции собрания, подписанной представителями десяти общественных ор ганизаций, прямо говорилось о «покушении управления... на права народа». Через два дня аналогичное решение приняли рабочие самого северного, десятого участка Мурманской железной дороги. В телеграмме, посланной в Петроград, опять-таки речь идет о «покушении на пр а во свободных граждан». А вот как развивались события на одном из участков строительства Мурманской железной дороги ■— в районе 1 ЦГА КАССР, ф. 1710, on. 1, д. 2/22, лл. 9—29. 2 Очерки истории Мурманской организации КПСС. Мурманск, Мурманское кн. изд-во, 1969, стр. 23. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz