Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов стан ­ ции Имандра в марте 1917 г. решались вопросы о введе­ нии 8-часового рабочего дня, об организации милиции для охраны железной дороги, о создании столовой для рабочих, о санитарном состоянии поселка, о проведении революционных праздников Аналогичные вопросы с т а ­ вили и другие Советы Мурмана. Большевикам, входившим в состав Мурманского, Кандалакшского, Александровского Советов, приходи­ лось бороться на два фронта: против контрреволюцион­ ного офицерства и буржуазии и против эсеро-меньше- вистских соглашателей. Но за большевиками стояли тру ­ дящиеся, революционные матросы и солдаты; это облег­ чало проведение демократических преобразований. Н а Мурмане стали создаваться профсоюзные органи­ зации. Весной 1917 г. на Мурманской железной дороге явочным порядком повсеместно был введен восьмичасо­ вой рабочий день. Профсоюз железнодорожников потре­ бовал от руководства дороги строго соблюдать поста­ новление о восьмичасовом рабочем дне, предложил не допускать сверхурочных работ без согласия рабочих и без дополнительной оплаты. Профсоюз лесообработ- чиков ввел на лесопильных заводах рабочий контроль, начал борьбу с саботажем владельцев предприятий, не желающих выполнять указания Советов2. В апреле 1917 г. состоялось общее собрание рабочих и служащих Мурманстройки, на котором было органи­ зовано отделение профсоюза железнодорожников-строи- телей. 25 апреля рабочие, солдаты и служащие Мурман ­ ского района железной дороги выразили недоверие управлению Мурманстройки. В резолюции собрания, подписанной представителями десяти общественных ор ­ ганизаций, прямо говорилось о «покушении управления... на права народа». Через два дня аналогичное решение приняли рабочие самого северного, десятого участка Мурманской железной дороги. В телеграмме, посланной в Петроград, опять-таки речь идет о «покушении на пр а ­ во свободных граждан». А вот как развивались события на одном из участков строительства Мурманской железной дороги ■— в районе 1 ЦГА КАССР, ф. 1710, on. 1, д. 2/22, лл. 9—29. 2 Очерки истории Мурманской организации КПСС. Мурманск, Мурманское кн. изд-во, 1969, стр. 23. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz